Финансовый отчет субъекта малого предприятия. Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства

Отчетность субъектов малого предпринимательства - это набор, как правило, регламентированных показателей, представленных в специальных бланках, подлежащих предъявлению в налоговые, статистические органы и соответствующие фонды. Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.

Для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующим формы:

1. Бухгалтерский баланс

2. Отчет о финансовых результатах

В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках составляются:

1. Отчет об изменениях капитала

2. Отчет о движении денежных средств

3. Приложение к бухгалтерскому балансу

4. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

Бухгалтерский баланс является главной отчетной формой для любых субъектов предпринимательства, который обобщает и отражает количественную характеристику важнейших элементов финансовой отчетности. В нём содержатся показатели, раскрывающие информацию об активах, капитале, обязательствах организации, что позволяет оценить эффективность размещения капитала субъекта, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

Малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае оно должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). В представляемых формах могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели.

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

Наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;

Указание отчетной даты, по состоянию на которую сформирована бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;

Наименование организации;

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

Вид деятельности;

Организационно-правовая форма / форма собственности;

Единица измерения числовых показателей;

Местонахождение (адрес);

Дата утверждения;

Дата отправки / принятия.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

В настоящее время идёт работа по подготовке международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий. В результате небольшие предприятия, у которых нет ценных бумаг, обращающихся на открытом рынке, получат упрощенный, но самодостаточный комплект стандартов, что обеспечит их отчетности международное признание. Это довольно существенный момент, поскольку малые компании привлекают инвесторов, имеют иностранных поставщиков и нередко получают финансовую поддержку от разного рода структур.

Согласно приказу №66-н от 02.07.2010г «О формах бухгалтерской отчетности организации» начиная с годовой отчетности за 2011г, действуют следующие изменения:

1. Утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

2. Утверждены формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Форма отчета об изменениях капитала;

Форма отчета о движении основных средств;

Форма отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

3. Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

В бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможно оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.

"Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", 2009, N 3

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Небольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных предприятий реагируют на любые изменения экономической ситуации. С 01.01.2008 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

Закон N 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства, а также ввел понятия среднего предпринимательства и микропредприятия.

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (п. п. 1, 2 ст. 6 Закона N 209-ФЗ).

Статьей 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

  1. специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  2. упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  3. упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  4. льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  5. особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  6. меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  7. меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  8. меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  9. иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона N 209-ФЗ меры.

Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос: выполняет ваша фирма эти условия или нет, лучше всего сможет ответить бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности своей компании.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и среднему бизнесу, - это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Для юридических лиц установлен отдельный критерий отнесения к малому и среднему бизнесу - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

В Законе N 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например , если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.

Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

С 01.01.2010 вступит в силу ч. 2 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет на малом предприятии. Обязанность вести бухгалтерский учет определен Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона), п. 2 ст. 4 которого установлено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее - Типовые рекомендации). Этот документ был разработан задолго до утверждения нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.

В соответствии с Законом N 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой малого предприятия.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом N 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 08.03.1960 N 63;
  • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 06.06.1960 N 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Простая форма бухгалтерского учета. Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма N К-1), утвержденной Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н (далее - Книга).

Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Типовые рекомендации наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме N В-8, утвержденной также Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.

Книга может вестись в виде ведомости, которая может открываться на месяц (используя при необходимости вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

По окончании месяца подсчитываются итоговые обороты по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений, - форма N В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма N В-2;
  • ведомость учета затрат на производство - форма N В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;
  • ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;
  • ведомость учета оплаты труда - форма N В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма N В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

План счетов на малых предприятиях. На малых предприятиях применяется упрощенный План счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Типовые рекомендации. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов малые предприятия чаще всего не используют счетов для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах (счета 09, 77).

Материальные счета на малых предприятиях представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет денежных средств согласно Плану счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют. Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Нужно ли вести бухгалтерский учет малым предприятиям, применяющим УСН. Пунктом 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Но в реальности это освобождение от ведения бухгалтерского учета, по сути, является формальным.

Во-первых, бухгалтерский учет необходимо вести в целях контроля за финансовым положением фирмы и для того чтобы можно было оценить результаты ее деятельности.

Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость вести бухгалтерский учет в силу законодательства.

К примеру, бухгалтерский учет должны вести акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Это следует из Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 N 319-О установил отсутствие противоречия между нормами Законов N N 129-ФЗ и 208-ФЗ.

Он указал, что, несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.

То есть Конституционный Суд РФ своим определением подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.

До появления этого определения некоторые федеральные арбитражные суды придерживались противоположной точки зрения. Они считали, что организации, применяющие УСН, не должны вести бухгалтерского учета, даже если такая необходимость предусмотрена законом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 N Ф04-9833/2005(18956-А03-8)).

Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть также в следующих случаях:

  • при выплате дивидендов для определения размера чистой прибыли и стоимости чистых активов (п. 2 ст. 42, п. п. 1, 4 ст. 43 Закона N 208-ФЗ, Письма Минфина России от 10.01.2006 N 03-11-05/2, от 21.06.2005 N 03-11-05/1, п. 1 ст. 28, п. п. 1, 2 ст. 29 Закона N 14-ФЗ; п. 1 Письма Минфина России от 17.01.2008 N 03-04-06-01/6, Письмо Минфина России от 15.12.2005 N 03-11-04/2/154; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2007 N А42-8832/2006);
  • когда необходимо определить, является ли сделка организации крупной (п. 1 ст. 78 Закона N 208-ФЗ, ст. 46 Закона N 14-ФЗ, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.11.2007 N Ф08-7767/07, ФАС Центрального округа от 25.04.2007 N А09-6598/06-4);
  • для опубликования годового отчета и бухгалтерского баланса в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 92 Закона N 208-ФЗ, п. п. 8.1.1, 8.2 и 8.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, п. 2 ст. 49 Закона N 14-ФЗ; Письмо Минфина России от 18.06.2008 N 07-05-06/137);
  • когда организация совмещает УСН и ЕНВД (Постановления ФАС Уральского округа от 15.01.2008 N Ф09-11165/07-С3, Северо-Западного округа от 12.12.2007 N А44-1375/2007, Письма Минфина России от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230).

Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Закон N 209-ФЗ п. 3 ст. 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.

Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.

При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Минфином России.

Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Это следует из пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом N 129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 N 18-11/118639@).

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письма Минфина России от 20.05.2008 N 03-11-04/3/251, от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 N 18-11/3/052731@).

К такому же выводу пришли ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.01.2008 N Ф09-11165/07-СЗ и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.12.2007 N А44-1375/2007.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики по месту их регистрации.

На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В п. 1 Приказа Росстата от 12.08 2008 N 185 "Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики" руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке представления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Таким образом, данное требование неправомерно.

Отчетность малых предприятий по УСН. Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода.

Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц.

В ст. 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту жительства.

В соответствии с п. 3 ст. 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения".

Отчетность малых предприятий по ЕНВД. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.

Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый орган по месту жительства "нулевые" декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 N 21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам.

В Письме от 12.10.2006 N 03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать "нулевых" деклараций по налогам (на имущество, НДС и др.).

Форма налоговой декларации по ЕНВД и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 8н.

Статистическая отчетность малых предприятий. Независимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

  • N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";
  • N МП-1 (автогруз) "Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей";
  • N 1 -ТС (вывоз) "Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь";
  • N 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)";
  • N ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды";
  • N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)".

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

Список литературы

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  3. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
  4. Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности (форма N К-1): Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.

Ю.И.Голанцева

Консультант

департамента налогового

и финансового консалтинга

Аудиторско-консалтинговой группы

Организации, применяющие спецрежим в виде ЕНВД, часто удовлетворяют критериям субъекта малого предпринимательства. Это позволяет им воспользоваться рядом льгот, связанных, например, с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности.

В статье рассмотрены данные льготы применительно к организациям:

  • применяющим только спецрежим в виде ЕНВД, без совмещения с иным режимом налогообложения;
  • не являющимся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (для таких субъектов рассматриваемые льготы действуют в очень усеченном варианте).
Кроме того, в статье не акцентировано внимание на микропредприятиях, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, но для которых предусмотрены дополнительные льготы.

Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства

Статьей 4 Закона о развитии предпринимательства установлено, что к субъектам малого предпринимательства (СМП) относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие ряду условий:
  • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных лиц, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно (данный критерий должен соблюдаться «вмененщиком» в силу пп. 1 п. 2.2 и п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ );
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (п. 1 ).

Ведение бухгалтерского учета

Согласно (далее - Закон о бухучете ) СМП вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Эта льгота не распространяется на организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту (пп. 1 п. 5 данной статьи). Перечень случаев, когда проводится обязательный аудит, приведен в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» , в частности, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.

Основными документами, регулирующими упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, являются:

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее - Типовые рекомендации ). Документ применяется в части, не противоречащей Закону о бухучете ;

Информация Минфина России № ПЗ -3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Информация № ПЗ -3/2012 );

Малым предприятиям предоставлено право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке:

  • применять сокращенный план счетов;
  • не использовать регистры бухгалтерского учета;
  • отказаться от применения ряда ПБУ;
  • учитывать отдельные виды хозяйственных операций в упрощенном порядке.
Руководитель СМП вправе принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете ).

Отметим, что льготы, которыми организация планирует воспользоваться как СМП, необходимо отразить в учетной политике, чтобы избежать риска споров с налоговой инспекцией.

Рассмотрим эти льготы подробнее.

Сокращенный план счетов

Для ведения бухгалтерского учета СМП может сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов по сравнению с теми счетами, которые приведены в типовом плане счетов (п. 8 Типовых рекомендаций , п. 3 , 3.1 , 3.2 Информации № ПЗ -3/2012 ).

Например, организация может открыть для обобщения информации о затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), следующие счета:

  • счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
  • счет 44 «Расходы на продажу».
Таким образом, СМП самостоятельно определяет на базе типового плана счетов, какие именно счета он будет использовать, исходя из специфики деятельности. Рабочий план счетов прилагается к утвержденной организацией учетной политике.

Упрощенная система регистров

Для систематизации и накопления информации СМП может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (п. 4 , 4.1 , 4.2 Информации № ПЗ -3/2012 ).

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (см. приложение 1 к Типовым рекомендациям ). Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (см. разд. 4.2 Типовых рекомендаций ) предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Отражение операций в бухгалтерском учете

Кассовый метод. По общему правилу выручка признается в бухгалтерском учете по начислению (по мере отгрузки товаров (работ, услуг)), независимо от фактического получения денежных средств от покупателей и заказчиков ().

СМП вправе признавать выручку кассовым методом (то есть выручка признается не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты) (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» ). Если организацией в учетной политике принят кассовый метод признания выручки, то и расходы отражаются после погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» ).

Внеоборотные активы. На основании п. 7 - 9 Информации № ПЗ -3/2012 СМП вправе в бухгалтерском учете:

  • не проводить переоценку основных средств, предусмотренную ;
  • не проводить переоценку НМА, а также не отражать обесценение НМА, которые предусмотрены п. 17 , 22 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» .
Финансовые вложения. СМП вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений (как рыночных, так и нерыночных) в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» ), то есть по первоначальной стоимости.

Условные факты. СМП разрешено не применять (п. 3 ПБУ ). В результате организация не будет отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете и отчетности. Для этого СМП может в том числе не создавать никаких резервов (например, на оплату отпусков работникам, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание), а все фактически понесенные расходы учитывать в составе расходов по мере возникновения.

Расходы по займам и кредитам. СМП вправе признавать прочими расходами проценты по всем займам и кредитам, в том числе по тем, которые используются для приобретения (создания) инвестиционного актива и проценты по которым по общему правилу включаются в его стоимость ().

Исправление ошибок прошлых периодов. По общему правилу существенные ошибки прошлых лет исправляются записями в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и с применением ретроспективного пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ). СМП вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без применения счета 84 и без ретроспективного пересчета.

Отражение последствий изменения учетной политики. По общему правилу последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением отдельных ситуаций (). СМП вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно , за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету ().

Бухгалтерская отчетность

СМП может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (), то есть она может состоять только из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются, только если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения и финансовых результатов организации.

Кроме этого, СМП вправе:

  • самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности;
  • включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей, без детализации показателей по статьям;
  • раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.
Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах СМП приложены к вышеуказанному документу.

СМП приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае, если они существенны и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности.

СМП разрешено не применять следующие ПБУ, касающиеся составления бухгалтерской отчетности:

ПБУ 11/2008 ). В результате они вправе не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности.

При проведении проверки на малых предприятиях аудитору необходимо учесть, что отчетность данного рода экономических субъектов может различаться. В соответствии с действующими нормативными документами малые предприятия сами выбирают форму отчетности, которую они будут составлять: либо общепринятую для всех экономических субъектов, либо упрощенную. С точки зрения техники проведения проверки этот момент не вносит каких-либо существенных особенностей в порядок проведения проверки.

Если малое предприятие выбрало в соответствии с общеустановленным порядком упрощенную систему отчетности, то аудитору при проверке необходимо руководствоваться еще и Федеральным законом РФ № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и приказами МФ РФ о форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

С 1 января 2004 г. вводится в действие гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая заменяет вышеназванный федеральный закон.

Упрощенная система отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей - применяется наряду с принятой ранее системой отчетности, предусмотренной законодательством РФ.

Право выбора системы отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Применение упрощенной системы отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях.

В связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует учитывать возможные виды нарушений, имеющие место у экономического субъекта и ведущие к появлению искажений, а именно:

  • а) отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности;
  • б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;
  • в) нарушения гражданского, налогового и валютного законодательства;
  • г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен в случае выявления искажений бухгалтерской отчетности корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от:

  • а) видов нарушений, имевших место в организации и ведущих к появлению искажений;
  • б) степени существенности выявленных искажений;
  • в) риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.

Если аудитор не обнаружил нарушений или обнаружил нарушения, которые не влияют на законность функционирования, не наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, то он фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения и выдает положительное заключение.

При обнаружении нарушений, влияющих на законность функционирования или наносящих ущерб государству, учредителям или акционерам, аудитор фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения, предоставляя организации время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудитор не вправе выдать положительное заключение.

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства в 2017 г. может представляться в контрольные госорганы в упрощенном порядке, если соблюдаются обязательные требования по отнесению компаний к МСП. Актуальные критерии содержатся в Законе № 209-ФЗ от 24.07.07 г., Постановлении № 265 от 04.04.16 г. Разберем, какие бланки входят в состав бухгалтерской финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства и что означает упрощенный способ отражения данных по деятельности фирм-малышей.

Порядок сдачи бух отчетности МСП

Применение бухгалтерской упрощенной отчетности субъектами малого предпринимательства допускается в случае отнесения предприятий к малым. Эта законодательная льгота значительно облегчает работу бухгалтера, так как сокращается количество финансовой документации. Кроме того, показатели, отражаемые в заполняемых отчетах, вносятся укрупненными значениями, без детализации, а кодировка проставляется организациями самостоятельно.

Обратите внимание! Помимо МП отчитываться упрощенным способом могут компании-НКО и участники «Сколково».

Не вправе применять упрощенный порядок составления бух отчетности:

  1. Предприятия, обязанные проводить обязательный аудит.
  2. ЖК и ЖСК.
  3. Адвокатские бюро.
  4. Потребительские КПК (кредитные кооперативы).
  5. Государственные учреждения.
  6. Нотариальные палаты либо адвокатские.
  7. Консультации юридические.
  8. Прочие организации, поименованные в ст. 6 № 402-ФЗ.

Возможность составления упрощенной бух отчетности для указанных категорий бизнеса, кроме исключений, действует с 2013 г. и включает всего 2 формы, которые рассмотрены далее.

Формы бух отчетности субъектов малого предпринимательства в 2017 году

Представлять бухгалтерскую отчетность субъектам малого предпринимательства за 2016 г. требуется до 31 марта 2017 г. Норма также распространяется и на компании, работающие в любой отраслевой принадлежности на специальных режимах, исключение – ИП, которые отчитываться не обязаны. Отчеты сдаются разово – за год в налоговые и статистические органы.

Важно! Перед тем, как составлять необходимые бланки бух отчетности, убедитесь в том, что организация соответствует показателям отнесения к малому предпринимательству – среднегодовой численности, размеру выручки, разрешенной доли участия в уставном капитале.

Если все нормативные требования удовлетворяются, то компания считается малой и вправе отчитаться за 2016 год по упрощенным бухгалтерским бланкам субъектов малого предпринимательства – форме 1 и 2. Основными законодательными актами, регламентирующими бухучет субъектов МП, являются:

  • Закон № 402-ФЗ.
  • Положение № 4/99.
  • Приказ № 34н от 29.07.98 г.
  • Приказ № 66н от 02.07.10 г., утверждающий все актуальные формы отчетов – как для МП, так и для обычных предприятий.

Состав обязательных к представлению МП бухгалтерских отчетов:

  1. Бухгалтерский баланс по форме 1.
  2. Отчет о финансовых результатах по форме 2.

При заполнении бухгалтерской финансовой отчетности субъектов малого предпринимательства (скачать актуальные в 2017 году бланки можно ), предприятие вправе расширить предоставляемые формы, если это необходимо для формирования достоверной картины деятельности бизнеса. К примеру, компания самостоятельно решает, нужна ли пояснительная записка (не включена в обязательный перечень форм) и требуется ли заполнение отчета о ДДС (движении денежных средств) либо отчета по изменениям капитала.

Внимание! Документы с КНД 0710096 применяются за период 2016 год, ранее действовал КНД 0710098 по бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.

Особенности заполнения форм бухгалтерской финансовой отчетности малого предпринимательства

Бухгалтерская отчетность СМП заполняется в меньшем размере, чем предприятиями, раскрывающими информацию обычным способом. Так, показатели актива/пассива баланса состоят из 2 разделов, в каждый из которых вносится по 5/6 групповых статей с обязательным отражением динамики по предыдущим периодам. При этом по Закону № 402-ФЗ всем укрупненным строкам присваивается значение кода с наибольшим значением удельного веса в группе.

Важно! Вносить изменения в бухгалтерскую отчетность субъектов малого предпринимательства 2017 года (скачать форму 1 ), категорически не разрешается. Если указать все данные в официальном бланке не получается, требуется заполнять общеустановленный баланс и отчет о финрезультатах для обычных категорий хозяйствующих субъектов.

Форма 2 бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства (образец 2017 г. ), состоит из 7 строк вместо обычных 18, а раздел со справочными данными исключен. Дополнительно разрешается не отражать сведения о сегментах и связанных сторонах. При заполнении следует руководствоваться основным правилом формирования отчетности – полное и достоверное отражение информации о финансовом состоянии дел, деятельности компании и изменениях за прошедший год.

Не забывайте, что при выявлении несоответствий статистические органы могут направить отчеты на доработку, в этой ситуации повторно сдать формы необходимо в течение 2 рабочих дней.