Качество холодной воды в многоквартирном доме. Сорвало первый от стояка кран, затопило соседей

Один из ключевых приоритетов государственной политики последних 10 лет – повышение качества коммунальных услуг. Важнейшей задачей в развитии жилищно-коммунального комплекса остается обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде.

Приведем 5 примеров из судебной практики, связанные с не надлежищим качеством воды, поступающей в МКД.

Жалобы на качество воды: судебная практика

  • Постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 13.09.2011 УО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, выразившегося в оказании населению услуг с нарушением требований санитарных правил. УО назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 тыс. руб.

Рассмотрев жалобу УО на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении ее судьей Первомайского районного суда г. Ижевска 13 сентября 2011 г., Верховный суд Удмуртской Республики в решении от 11.01.2012 по делу № 12-6/2012 установил, что УО в нарушение ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов СанПиН и Правил № 354 13 июля 2011 г. допущена подача в жилой дом № 74 холодной питьевой воды, содержание железа в которой превышало предельно допустимые концентрации.

Оценка представленных доказательств судьей произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД УО она несет ответственность перед собственниками помещений МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Пунктом 8.1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 качество водопроводной воды в многоквартирном доме должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Важно!

Согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 (таблица 2 п. 3.4.3) предельная допустимая концентрация железа в питьевой воде составляет не более 0,3 мг/л.

Как установлено судьей районного суда при рассмотрении дела и подтверждается материалами дела, УО является лицом, ответственным за содержание общего имущества данного жилого дома, и исполнителем коммунальных услуг, в т. ч. и холодного водоснабжения, в пробах холодной воды, взятых 13 июля 2011 г. в квартирах 1, 3 и 12 данного дома, установлено, что содержание железа в них превышает предельно допустимые концентрации (при норме 0,3 мг/л его содержание составляет: в квартире № 1 - 0,5 мг/л, в квартире № 3 – 0,48 мг/л, в квартире № 12 – 0,54 мг/л). Данные обстоятельства подтверждаются договором управления МКД, заключенным между УО и собственниками жилых помещений, результатами лабораторных исследований и УО не оспариваются.

Доводы представителя УО о том, что пробы воды отбирались в подвале дома на вводе водопровода в жилой дом и несоответствие качества воды установлено уже на входе ее в дом, основанием для освобождения УО от административной ответственности не являются. То обстоятельство, что холодная вода в дом подается ненадлежащего качества МУП г. Ижевска, не освобождает УО от обязанности обеспечить предоставление собственникам жилых помещений в доме коммунальных услуг надлежащего качества. Ненадлежащее качество водоснабжения в жилых помещениях подтверждено относимыми, допустимыми и не вызывающими сомнений доказательствами.

Данная обязанность установлена как указанными нормативными актами, так и договором управления МКД, заключенным между УО и собственниками жилых помещений 22 сентября 2008 г., в соответствии с которым УО обязалась заключать и сопровождать договоры на предоставление коммунальных услуг по поручению и от имени собственников, в т. ч. по холодному водоснабжению (п. 2.1.3), организовать систематический контроль и оценку соответствия качества предоставления коммунальных услуг критериям, отраженным в договорах (п. 2.1.4), осуществлять контроль за исполнением договорных обязательств обслуживающими, ресурсоснабжающими и прочими организациями, в т. ч. по объему, качеству и срокам предоставления собственникам коммунальных и прочих услуг (п. 2.1.15).

Ссылка представителя УО на п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, несостоятельна, основана на неправильном применении данной правовой нормы.

С учетом изложенного судьей районного суда обоснованно отклонены доводы УО об отсутствии в ее действиях нарушений требований санитарных правил.

Доводы заявителя об отсутствии вины во вмененном ему правонарушении являются несостоятельными. Поскольку материалами дела подтверждается, что у УО имелась возможность для соблюдения санитарных норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и ей не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, судья районного суда на основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ обоснованно признал УО виновной в совершении вмененного ей административному правонарушения.

Указанные УО в своей жалобе меры, направленные на приведение воды в надлежащее качество, совершены после установления факта вмененного ей административного правонарушения. Данные обстоятельства подлежат учету при назначении наказания. Как правильно установлено судьей районного суда, УО до 13 июля 2011 г. мероприятия, направленные на обеспечение надлежащего качества воды, в т. ч. производственного контроля воды на объектах внутридомовых инженерных сетей, находящихся на его обслуживании, не проводились.

Кроме того, доводы жалобы на водоснабжение ненадлежащего качества о том, что качество воды было восстановлено после выполнения дезинфекции ввода водопровода к жилому дому, свидетельствуют о том, что качество воды могло быть обеспечено силами УО.

С учетом изложенного вмененное УО деяние, являющееся нарушением санитарных правил, правильно квалифицировано судьей по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ. Наказание УО назначено в минимальных пределах санкции, предусмотренной этой статьей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1–30.9 КоАП РФ, судья решил: постановление Первомайского районного суда г. Ижевска оставить без изменения, жалобу УО оставить без удовлетворения.

  • В 2013 г. следственный комитет России по Костромской области возбудил уголовное дело по факту подачи населению Костромы некачественной водопроводной воды. По мнению следователей, ухудшение качества воды в городе произошло «вследствие нарушения технологического процесса очистки».

Дело возбуждено по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). Максимальное наказание, предусмотренное данной статьей, – лишение свободы на срок до двух лет.

  • На основании обращения гражданина Ш, проживающего в многоквартирном доме в г. Мурманске, о ненадлежащем качестве горячей и холодной воды, должностным лицом управления Роспотребнадзора 2 июня 2011 г. в отношении ЗАО «Севжилсервис» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № 150/11-АР по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.

20 июля 2011 г. управлением в отношении ЗАО «Севжилсервис» составлен протокол об административном правонарушении и 10 августа 2011 г. вынесено постановление № 606, которым ЗАО «Севжилсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа 23 тыс. руб.

  • 10 мая 2012 г. главным специалистом-экспертом территориального отдела управления Роспотребнадзора по Кемеровской области по жалобе (вх. от 28.04.2012 № 72-ж) на качество подаваемой холодной питьевой воды в многоквартирный дом по адресу г. Мариинск <...> возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. В ходе расследования в присутствии представителя ООО ЕЦЖКУ 11 мая 2012 г. были отобраны пробы водопроводной воды в квартире № 8 и в павильоне артезианской скважины ХДСУ в г. Мариинске.

По результатам исследования отобранных проб установлено, что проба воды, отобранная в квартире № 8, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям – цветность, мутность.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 6 июня 2012 г. административным органом постановления № 174 о привлечении ООО ЕЦЖКУ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 тыс. руб.

  • По факту обращений жителей домов с жалобами на неудовлетворительное качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения управлением Роспотребнадзора по Тюменской области 28 февраля 2012 г. возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено определение и назначено административное расследование. В рамках административного расследования назначена экспертиза по установлению соответствия (несоответствия) качества воды систем холодного и горячего водоснабжения в границах эксплуатационной ответственности Общества в домах № 23 и 23/1 в г. Тюмени требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Согласно актам отбора проб воды из кранов потребителей в квартирах данных жилых домов и выявленным фактам несоответствия питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям 27 марта 2012 г. в отношении ООО «Жилой район АИЖК» составлен протокол об административном правонарушении № 02-151 по признакам ст. 6.5 КоАП РФ, а затем вынесено постановление от 20.04.2012 № 433 о привлечении общества к административной ответственности на основании ст. 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.

1. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

3. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

5. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

8. Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.

9. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

10. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Россияне не пьют воду из крана, недаром стабильным спросом пользуются всевозможные фильтры, бутилированная вода и даже доставка чистой воды на дом. Чтобы понять, что вода в кране непригодна для питья, необязательно проводить экспертизу. Вкус, запах и цвет выдают недостаточную степень очистки. Но если для питья воду можно предварительно отфильтровать, то для приготовления пищи и мытья приходится использовать то, что течет из крана.

Качество водопроводной воды влияет на ваше здоровье. От него зависит состояние зубов, ведь вы ежедневно чистите зубы и полощете рот, а минеральные примеси могут испортить эмаль. Оно влияет на состояние волос и кожи: мытье плохо очищенной водопроводной водой вызывает сухость, шелушение и высыпания. Вода может влиять и на здоровье других органов, поэтому требование чистой воды - не прихоть, а ваше законное право. Коммунальные службы обязаны предоставить услугу надлежащего качества, и если они нарушают свои обязательства, вы имеете право требовать компенсацию.

Что влияет на качество воды

Городские службы забирают воду для бытовых нужд из ближайшего источника: это может быть река или озеро, а если ничего подобного поблизости нет, то из подземных водоемов. Качество воды напрямую зависит от источника, а также технологии очистки и состояния водопроводных сетей.

В некоторых поселках из крана льется минеральная вода: ее забирают из подземных источников, похожих на те, из которых добывают минеральную воду в лечебных целях. Поэтому жидкость не только чистая, но и обогащенная полезными минералами. Если водопроводная сеть находится в приемлемом состоянии, изначальное качество воды не снижается, и в итоге из крана течет чистая и вкусная минералка. Но таких счастливчиков немного, и это, как правило, жители небольших деревень и поселков. Горожанам приходится довольствоваться водой из ближайшей реки, а она редко кристально чистая.

Но качество воды в ее источнике - только первый фактор. Не меньшее значение имеет предварительная очистка: прежде чем попасть в водопроводную систему, вода проходит анализы, очистки и подготовку. Сначала проверяют состав природных вод, стараясь выявить примеси, влияющие на человека. На основе анализов выбирают метод очистки, и наступает черед подготовительных мероприятий:

  • механической фильтрации: удаления частиц большого размера;
  • отстаивание: воду оставляют в резервуаре, чтобы избавиться от осадка;
  • фильтрации с применением мелкозернистых фильтров: удаления мелких примесей;
  • дезинфекции: это может быть хлорирование, ультрафиолетовое облучение или очистка серебром.

Все перечисленные этапы обязательные, но как получается, что вода из крана пахнет илом? Она может загрязняться во время движения по трубопроводу: между местом очистки воды и вашим домом могут пролегать километры труб. Если трубы старые, засоренные, на их стенках осел ил, и вода загрязняется.

Как проверяют качество воды

Чтобы выяснить причину загрязнения, проводят анализ: проверяют концентрацию разных компонентов, сверяя с предельно допустимыми показателями, которые указаны в ГОСТ 2874-82 и СанПин 2.1.4.1074-01. Теоретически качество питьевой воды в центральном трубопроводе контролируют государственные органы, которые проводят плановые и внеплановые проверки - последние устраивают по требованию потребителей.

Контролирующие органы проводят плановые проверки, но вы можете потребовать и внеплановый анализ состава воды, если заметили изменение ее цвета, запаха или вкуса. Одна из самых распространенных причин проведения внеплановых проверок - фекальное загрязнение. Оно происходит, когда канализационные и водопроводные трубы, расположенные вблизи друг друга, повреждаются. Кроме того, что такое загрязнение неприятно и негигиенично, оно опасно, ведь с фекалиями в воду попадает множество возбудителей опасных болезней.

Чтобы провести внеплановую проверку, нужно обратиться в аккредитованную лабораторию. Однако базовые показатели вы можете проверить самостоятельно: использовать результаты проверки в качестве судебного доказательства не получится, но вы будете точно знать, что вода не соответствует санитарным требованиям, а ваше обращение в лабораторию не напрасно.

Чтобы оценить концентрацию хлора и солей, нанесите каплю воды на стекло или зеркало. Когда она полностью высохнет, взгляните на оставшийся след: если на стекле остались белые круги и полосы, в воде превышено содержание солей, а если остался белесый налет - превышено допустимое содержание хлора. Чистая вода не должна оставить на стеклянной поверхности никаких следов.

Другой способ оценки качества воды в домашних условиях - кипячение. Найдите кастрюлю с темным дном и стенками, кипятите воду 20 минут. Если на стенках появился светлый налет, состав воды далек от соответствия санитарным нормам, и можно требовать проведения внеплановых анализов.

Также можно набрать воду в 3-литровую банку и поставить на 3 дня в темное место. Чистая вода за 3 дня останется прозрачной, у нее не появится ни запаха, ни тем более осадка. Появление осадка говорит о высокой концентрации солей и химических примесей, а болотный, илистый запах и мутность - о наличии бактерий. Один из худших вариантов - образование на поверхности масляной пленки, которое указывает на высокое содержание опасных химических компонентов.

Вы, конечно, можете обратиться в независимую лабораторию и заказать анализ состава воды, но прок от этого будет только в случае, если вы готовите судебный иск. Если же задача - повлиять на коммунальные службы, нужно вмешательство Роспотребнадзора.

Куда обращаться с жалобами

Лабораторные анализы проводят работники Роспотребнадзора - туда и обращайтесь с письменным требованием. Жалобу и требование необязательно подавать в бумажном виде, можно оставить электронное сообщение на официальном сайте организации или портале регионального отделения. Самостоятельно набирать воду и нести ее на анализ не нужно.

В заявлении опишите проблему: вода плохо пахнет, мутная, у нее появился привкус. Специалисты должны отреагировать приблизительно через 5-7 рабочих дней. Представители Роспотребнадзора придут к вам, проведут забор воды на анализы. Это отдельная процедура, для которой используют специальную стерильную посуду. При необходимости пробы берут не только в квартире, но также у источника или на водонапорной станции. Это необходимо, чтобы понять, в чем проблема: в водопроводе, фильтрах или источнике.

Результаты анализов будут через 2 недели, после чего контролирующие органы выдадут предписание управляющей компании или городским службам в зависимости от того, кто нарушает санитарные требования. Позже Роспотребнадзор обязан провести еще одну проверку, о результатах которой сообщает потребителям.

Судебное разбирательство

Если качество воды вас не устраивает, выясните, какая организация отвечает за холодное и горячее водоснабжение в вашем городе, и для начала подайте письменную жалобу в управляющую компанию. Диспетчер должен при этом назвать не только свои данные, но также номер вашего обращения. Если вы не получите объяснения сразу, настаивайте на приходе мастера для проверки или обращайтесь в Роспотребнадзор. Проверка государственными органами бесплатная. Если она подтвердила низкое качество воды, расходы на устранение проблемы ложатся на ответственную организацию.

К сожалению, проверка занимает 2 недели, а вместе с ожиданием забора воды - 3-4 недели. Так долго мириться с неприятным запахом и вкусом воды невозможно, поэтому, пока идет проверка, жалуйтесь в водоканал. Его адрес и телефон можно найти в сети или платежных документах, обычно это помогает ускорить решение проблемы. Если даже вмешательство Роспотребнадзора не решило проблему, обращайтесь в суд, в комиссию для контроля водопровода.

Прежде чем вы сможете обратиться в суд, нужно получить результаты анализов и экспертиз, в том числе привлечь независимые организации. Ваша задача - доказать низкое качество воды, после чего вы можете требовать компенсацию. Также суду нужно предъявить договор на услуги водоснабжения, нотариально заверенные копии актов об обращении в соответствующие инстанции, экспертные заключения. Вы можете требовать не только моральной компенсации, но и возмещения расходов на бытовые фильтры, покупку бутилированной воды. Не рассчитывайте на собственные силы, привлекайте адвокатов: если выиграете дело, ответчик оплатит все судебные издержки.

Дополнительная информация

Санитарные правила по воде регулируются следующими СанПиНами

Питьевая (холодная вода)

Телефоны «Горячих линий» РОСПОТРЕБНАДЗОРА , для получения консультаций, касающихся нарушений прав потребителя, в том числе и в случае нарушения норм водоснабжения, Вы найдёте на этой странице:

Интернет-сервисы, через которые можно подать жалобу в соответствующие органы, если в Вашей квартире (доме) некачественная вода, низкая температура горячей воды, слабый напор и другие проблемы с водоснабжением

Предоставление коммунальных услуг согласно ГК РФ должно осуществляться на основании договора, который может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентных действий). Чаще всего заключение договора таким образом (пользование ресурсом, его ежемесячная оплата) происходит в отношении услуг холодного и горячего водоснабжения, о которых пойдет речь в настоящем материале.

Нормативы качества холодного водоснабжения (питьевой воды)

Под холодным водоснабжением понимается круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя питьевой водой надлежащего качества.

Питьевая вода должна подаваться в необходимых объемах:


  • по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам дома,
  • до водоразборной колонки в случае, когда МКД или жилой дом не оборудованы соответствующими системами.

В отношении питьевой воды, подаваемой по централизованным сетям водоснабжения, действует СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24.

Кроме того, давление холодной воды на вводе в дом должно соответствовать нормам СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 года № 123, где предусмотрено, что давление холодной воды на вводе в девятиэтажный дом должно составлять 4,2 кгс/кв. см.

Нормативы качества горячего водоснабжения

В отношении горячей воды, подаваемой населению только по присоединенной сети, такие нормативы установлены СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года № 20.

Этими СанПиН установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Некачественные услуги водоснабжения

Для холодного водоснабжения к таким случаям можно отнести следующие:

  • низкое давление холодной воды в сети, отчего вода в кране еле «бежит»,
  • несоответствие холодной воды требованиям безопасности, чаще всего это снижение качества воды по жесткости («жесткая вода») и другие.

Для горячего водоснабжения - это в основном случаи несоответствия законодательно установленному температурному режиму.

Допустимые отклонения качества холодного и горячего водоснабжения и перерывы

Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не является нарушением единовременный 4-х часовой перерыв в подаче холодной воды, который не влечет за собой изменение размера платы.

Однако если же такой перерыв составит более 4-х часов, то за каждый час превышения размер ежемесячной платы будет снижаться на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний прибора учета воды или нормативов потребления (если счетчик на воду в квартире не установлен).

Касаемо горячего водоснабжения отмечу, что в п.5 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг было установлено допустимое отклонение фактической температуры горячей воды в точке водоразбора от установленной: такое отклонение ночью (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3°С.

Однако Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 года № АКПИ13-394 эти положения были признаны частично недействительными.

Как указывал заявитель, эти нормы позволяли снижать температуру горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60°С, что противоречит СанПиН. Тем самым допускается опасность загрязнения горячей воды инфекционными возбудителями, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С, что противоречит ст.ст.19 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», значительно повышает риск инфицирования и нарушает право на охрану здоровья.

ВС РФ признал такие нормы недействующими в той мере, в которой они допускают применять их в определенных случаях - подразумеваются ситуации, не связанные с условиями и порядком изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Как пояснил Верховный Суд РФ, СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля этого качества.

Исходя из этих СанПиН, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Между тем оспариваемые положения Правил предоставления коммунальных услуг устанавливают пределы, фактически позволяющие отступать от указанного температурного режима, предписанного СанПиН. Подобное применение норм незаконно и влечет признание их недействительными в этом истолковании. Таким образом, как указал Верховный Суд РФ, эти положения Правил могут применяться только для целей изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.

Судебные споры

Самые распространенные судебные споры возникают по вопросам отсутствия необходимого давления холодной воды – слабого напора, но причины этого могут быть самые разные: в этом может быть виновата УК или ТСЖ, если они не следят за состоянием инженерных сетей водопровода, а может быть виновата и РСО, если давление воды низкое уже на вводе в жилой дом.

Отсутствие необходимого давления вообще может быть вызвано незаконными действиями третьих лиц. Приведу один пример из судебной практики.

Истцы, собственники квартир, обратились в суд с иском к ООО и к ИП указав, что в мае 2010 года при проведении капитального ремонта дома было обнаружено незаконное подключение универмага «Казачий» к общедомовым сетям холодного водоснабжения без согласия собственников, а технические условия, выданные РСО (МУП «ВКХ») универмагу «Казачий», по их мнению, являются незаконными.

В результате незаконного подключения были нарушены права истцов, выражающиеся в отсутствии напорного давления холодного и горячего водоснабжения в квартирах, поэтому истцы просили отключить ответчика от общедомовых инженерных сетей холодного водоснабжения.