Налоговая политика регионов на год. Пути совершенствования налоговой политики

Заглянем в ближайшее налоговое будущее

Большинство поправок в налоговом законодательстве имеют свою предысторию – о том, что они готовятся, можно узнать задолго до разработки, утверждения и вступления в силу соответствующих нормативных актов. В первую очередь стоит обратить внимание на налоговую политику государства на ближайшую перспективу. Последний из этой серии документ – Основные направления налоговой политики РФ на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов. Предлагаем читателю вместе ознакомиться с проектом документа, размещенным на сайте финансового ведомства.

О налоговой нагрузке в Российской Федерации

Это один из важных макроэкономических показателей, характеризующий налоговую политику государства. Финансовое ведомство постоянно проводит мониторинг уровня налоговой нагрузки. Результаты его анализа показывают, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) в доле ВВП на протяжении последних четыре лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 31 – 32% ВВП).

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяются нефтегазовые доходы – НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в России по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы от этих источников. Средний уровень прочих сборов, таких как государственные пошлины, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1% ВВП.

К сведению

В целях снижения административной нагрузки на бизнес будет проведен анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением основ правового регулирования таких платежей в НК РФ.

Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) предложено оценивать уровень фискальной нагрузки как соотношение суммы налоговых платежей (за вычетом налога на доходы физических лиц) в консолидированный бюджет, взносов во внебюджетные фонды РФ и страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов в разрезе видов экономической деятельности. Особенностью данного подхода в том, что оценивается доля налоговых платежей в доходах организаций по видам экономической деятельности. Тем самым выявляется, на какие отрасли больше и на какие меньше остальных приходится уплаченных в бюджетную систему РФ налогов.

Нетрудно догадаться, кто лидирует в пополнении бюджета: с большим отрывом добыча полезных ископаемых, далее идут обрабатывающие производства, поставка энергоресурсов (энергии, газа, воды). Также не последний вклад в бюджет делают транспорт и связь, финансовая деятельность, образование. Согласно расчетам, подготовленным в соответствии с методикой РСПП, налоговая нагрузка в 2014 году выросла в целом по экономике по сравнению с уровнем 2008 – 2009 годов. Несмотря на это, в разрезе видов экономической деятельности движение было разнонаправленным. Так, налоговая нагрузка снизилась в рыболовстве и рыбоводстве, обрабатывающих производствах, гостиницах и ресторанах, финансовой деятельности, здравоохранении и сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг.

У предложенной РСПП методики есть один недостаток. Полученные при ее применении результаты не позволяют сопоставить их с показателями других стран и международных организаций, к примеру, со странами ОЭСР, ЕАЭС.

Фискальное стимулирование добычи нефти

Казалось бы, о каком стимулировании может идти речь в условиях низких цен на нефть и нефтепродукты? Превышение предложения над спросом тормозит развитие добычи углеводородов. Однако финансовое ведомство с оптимизмом смотрит в будущее. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования оно предлагает предусмотреть введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается бóльшая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов на разработку месторождений; налоговую ставку установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления этого налога. Не исключена и минимизация налогообложения в части завышения вычитаемых из налоговой базы затрат.

Чтобы не произошло минимизации налогообложения, вычитаемые расходы для зрелых месторождений будут ограничены определенной величиной (около 10 тыс. руб. на тонну добытого углеводородного сырья), индексируемой с учетом инфляции. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке его применения.

Изменения в налогообложении природных ресурсов

Прежде всего, требуется уточнение понятийного аппарата Налогового кодекса в части определения термина «участок недр». Его следует определить как блок недр (с ограничением по глубине или без такого ограничения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы. Напоминаем, объектом обложения НДПИ являются полезные ископаемые, добытые на участке недр. Поэтому уточнение данного понятия поможет налогоплательщику определиться с объектом налогообложения.

В целях сокращения дефицита бюджета предлагается увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 – 2019 годов посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти – дополнения формулы ее расчета новым слагаемым. Но такое увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в долгосрочной перспективе формирует вероятность резкого снижения темпов добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи (Западная Сибирь, Республика Коми). Значительный объем запасов нефти в местах с развитой инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот.

В связи с этим разрабатывается альтернативный механизм обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета, не предполагающий увеличения фискальной нагрузки на добычу нефти. В частности, речь идет о возможности изменения системы налогообложения добычи и переработки нефти, а также экспорта нефти и нефтепродуктов после завершения налогового маневра в 2017 году. Среди вариантов дальнейшей реформы рассматривается поэтапная отмена экспортных пошлин на нефтепродукты с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Цель – уход от использования таможенных пошлин для не свойственных им функций по изъятию нефтяной «ренты» и субсидирования нефтеперерабатывающей промышленности.

Вместо таможенной субсидии в сфере нефтепереработки предполагается введение компенсационного механизма «отрицательных» акцизов на нефть, который должен обеспечить надежность поставок качественных товарных нефтепродуктов на внутренний рынок и повышение эффективности переработки нефти. При этом источниками дополнительных доходов федерального бюджета станут увеличившиеся поступления от НДПИ на нефть, а также отказ от предоставления нефтяной таможенной субсидии в рамках ЕАЭС.

Не забыты авторами налоговой политики монополисты. Для них предлагается внести изменения в формулу расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении ставки НДПИ при добыче горючего природного газа и газового конденсата. Изменения направлены на увеличение ставки НДПИ при добыче природного газа исключительно для компаний, являющихся собственниками объектов единой системы газоснабжения и аффилированными с ними организациями.

К сведению

Независимо от законодательных инициатив продолжится мониторинг применения действующего механизма налогообложения добычи нефти, газового конденсата и горючего природного газа, в том числе на новых морских месторождениях, и анализ целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых.

Тенденции в акцизном налогообложении

Акцизы, как и НДПИ, являются одним из основных источников наполнения бюджета. Причем речь идет не только о федеральном, но и о региональных бюджетах. В целях обеспечения их сбалансированности предусматривается увеличение в два раза ставок акциза: с 9 до 18 руб. в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин, винных напитков) и с 5 до 10 руб. в отношении вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (за исключением игристых вин (шампанских)).

В целях выравнивания условий налогообложения различных видов продукции табачной индустрии предлагается включить в перечень подакцизных товаров электронные системы доставки никотина одноразового использования (со ставкой акциза 40 руб. за 1 шт.) и никотиносодержащую жидкость, используемую в многоразовых электронных системах доставки никотина (со ставкой акциза 10 руб. за 1 мл). Также будет признаваться подакцизным товаром табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, установив ставку акциза 4 800 руб. за 1 кг. Аналогичную ставку акциза установят на табак трубочный, курительный, жевательный, нюхательный, кальянный. Проще говоря, новые виды табачных изделий охватят акцизным обложением.

Обратите внимание

В целях сокращения дефицита бюджета специфические ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10%, а ставки акцизов на 2018 – 2019 годы проиндексировать на 10% к предыдущему году.

А еще авторы налоговой политики хотят «прикрыть» один из способов налоговой минимизации. Сложилась следующая многолетняя практика: налогоплательщики, зная о предстоящем с очередного года повышении ставок акциза, формируют в конце года значительные запасы готовой подакцизной продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года. Такое манипулирование запасами готовой продукции, которое в силу низкой стоимости хранения на единицу продукции возможно именно в табачной отрасли, приводит к снижению доходов бюджетной системы. Противодействием таким манипуляциям станет введение повышающего коэффициента при расчете акциза в отношении сигарет и папирос, объем реализации которых превышает их среднемесячный объем продаж.

Остается добавить, что в целях финансового обеспечения дорожного хозяйства и развития транспортной инфраструктуры будут проиндексированы акцизы на нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо). Причем рост ставок акцизов на моторное топливо в 2018 – 2019 годах не должен превысить прогнозируемые уровни инфляции в эти годы. Как будет на самом деле, покажет время.

Косвенное налогообложение не останется без внимания

Хотя объектом НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, авторы налоговой политики уделяют внимание косвенному налогообложению, выходящему за рамки национальной юрисдикции. Так с учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, будут внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок.

В целях создания стимулов для роста товарооборота российских розничных сетей, реализующих потребительские товары, будет внедряться механизм для возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в России. Не обойтись в этом случае без эффективного механизма прослеживаемости соответствующих товаров, которым будут присваиваться уникальные классификационные признаки (номер декларации на товары, порядковый номер товара в декларации на товары, наименование товара и его классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС, количество единиц товара и пр.). Не исключено, что придется дополнить соответствующими показателями состав показателей счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС.

Не менее важна проработка вопроса о возможности принятия законодательных мер, направленных на упрощение администрирования начисления НДС, полученного продавцом в составе авансового платежа, а также принятия к вычету у покупателя НДС, уплаченного в составе авансового платежа. Для сравнения: в отдельных зарубежным странах объектом косвенного налогообложения является исключительно реализация товаров (работ, услуг) и авансовые платежи партнеров на расчет налога не влияют. Будет ли когда-нибудь подобный порядок в России? В текущих условиях – вряд ли.

В прибыльном налогообложении тоже будут поправки

Авторы налоговой политики предлагают ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. Ограничение срока переноса убытков десятью годами в таком случае будет отменено. Это приведет к тому, что организация будет копить убытки, не имея возможности полностью за счет них снизить налоговые обязательства.

К сведению

В целях повышения эффективности регулирования консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) в 2017 году будет продолжен мониторинг результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта действия КГН на устойчивость региональных бюджетов.

Возможно, изменится существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ, если законодатели установят для налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, ставку 3%, в бюджеты субъектов РФ – 17%. Полученные таким образом дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов.

Кроме этого, в целях развития экономического потенциала Дальневосточного региона, что согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015 является важнейшим национальным приоритетом, предлагается предоставить налогоплательщикам, создающим в регионе объекты внешней инфраструктуры, льготы по налогу на прибыль. Льготы предлагается предоставить (на основании закона субъекта РФ) в виде налогового вычета (снижения налоговой ставки) из сумм исчисленных налогов в размере, не превышающем суммы инвестиций на создание этих объектов. Основные параметры налогового вычета (пониженной налоговой ставки) будут устанавливать региональные законодатели, вводящие на своей территории такую преференцию по «прибыльному» налогообложению.

Несколько слов и о местных бюджетах

В условиях непростой экономической ситуации чиновникам на местах становится сложнее исполнять свои обязательства перед гражданами. Поэтому их федеральные коллеги планируют поэтапную отмену действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.

Действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам будут распределены на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами РФ на своей территории: обязательные к предоставлению на всей территории РФ в течение пяти лет, трех лет и одного года. По истечении периода действия обязательного применения льготы региональные власти получат право самостоятельно принимать решение о предоставлении на своей территории соответствующей налоговой льготы или об отказе от нее.

В частности, в отношении льготы по налогу на имущество организаций в части имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море, предлагается установить срок ее применения один год (2017) с последующей передачей полномочий по ее установлению на региональный уровень. Также с 2018 года предлагается отказаться от льготы по налогу на имущество в части движимого имущества, установленной на федеральном уровне.

На заметку

В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых осуществлена кадастровая оценка, но права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых объекты расположены.

А еще авторы налоговой политики планируют использовать правило «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, установленных по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций. Предполагается применять эти льготы (по аналогии с пониженными ставками налога на прибыль организаций в связи с осуществлением инвестиционных проектов) лишь в случае принятия соответствующего решения региональными властями (второй «ключ»). Иначе предусмотренная федеральным законодателем преференция так и останется не более чем теорией.

Рассмотрены наиболее интересные для промышленных предприятий новеллы проекта налоговой политики государства на ближайшие три года. Нужно понимать, что основополагающие цели при разработке основных направлений налоговой политики – обеспечение стабильного развития российской экономики, предотвращение ухудшения финансового положения граждан России. Общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017 – 2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы (включая взносы на обязательное государственное социальное страхование), могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы.

Не всем инициативам финансового ведомства суждено сбыться, но отдельные предложения рано или поздно будут претворены в жизнь, и читателям следует быть к этому готовыми. В свою очередь, редакция журнала постарается осветить грядущие перемены налогового законодательства, небезынтересные работникам промышленных предприятий.

Налоговая политика - это совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания, устанавливаемых государством на своей территории. В России данное направление деятельности правительства на основании ст. 165 Бюджетного кодекса находится в ведении Минфина.

Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика . Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства. Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», состоящий из трех обширных разделов:

  1. Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.
  2. Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики .
  3. Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2–3 года.

Исходя из текста документа, можно сделать вывод, что государство непрерывно совершенствует уже имеющиеся фискальные институты и осуществляет планомерную модернизацию всей системы сбора налогов с целью повышения ее эффективности и оптимизации налоговой нагрузки на компании. При этом единый подход к решению как существующих, так и возникающих проблем сохраняется на протяжении всех последних лет.

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Долгое время налоговая система в России была основана на законах, изданных отдельно для каждого вида налога. Прекращение подобной практики произошло только в 1998 году, когда была принята первая часть НК РФ. Она стала лишь первым шагом к выстраиванию функционирующей на данный момент налоговой политики и регулировала лишь некоторые общие положения:

  • классификацию налогов;
  • определение их плательщиков;
  • порядок налогового администрирования;
  • виды налоговых преступлений.

Конкретные условия начисления, уплаты и предоставления льгот по каждому отдельному налогу появились только во второй части НК. Каждому налогу в ней отводилась отдельная глава, в которой четко описывался процесс взимания: база обложения, обязанные его уплачивать субъекты, порядок расчета и сроки перечисления в бюджет.

Новый этап развития налоговой политики можно связать с введением гл. 25 НК РФ, вступившей в силу в январе 2002 года и направленной на регулирование вопросов взимания налога на прибыль. Это событие можно считать началом выделения обособленного вида хозяйственного учета, а именно налогового. С этого момента в нем появились первые отклонения от бухгалтерского учета в порядке принятия активов, включения в себестоимость затрат, в вариантах расчета обязательств, в деловой оборот были введены понятия ОНА, ОНО.

На сегодняшний день Налоговый кодекс - это базовый нормативный акт, на основе которого выстраивается вся система налоговых отношений в РФ. При изменении вектора налоговой политики именно в его текст вносятся изменения и корректировки.

Проанализировав существующую нормативную базу, систему администрирующих и надзорных институтов, влияние отчислений в бюджет на предпринимательский климат, можно сделать вывод, что налоговая политика эволюционирует, и выделить ряд важных изменений, к которым относятся:

  1. Утверждение достаточно статичного, не изменяющегося перечня налоговых платежей со строго ограниченным числом их видов.
  2. Ликвидация перекосов и неясностей в области расчета налогов, внесение изменений только в строгой увязке с иными актами законодательства, введение более корректных, не взывающих двоякого толкования определений.
  3. Уменьшение размеров ставок налогов, например, налог на прибыль был уменьшен до 20%, максимальный размер НДС не превышает 18%. Хотя в этой связи несколько неоднозначно выглядит введение гл. 34 НК РФ, в которой планируется с 2019 года увеличить взносы в Пенсионный фонд до 26%.
  4. Оптимизация, упрощение, сокращение сроков налогового контроля.
  5. Публикация в печати правил осуществления налоговых проверок.
  6. Появление возможности введения режима налоговых каникул.

Идеологической основой современной налоговой политики становится постепенная модернизация без коренных изменений и разрушительных, пугающих население нововведений.

В целом можно констатировать, что налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Наиболее полно вопросы о текущем положении дел в области налоговой политики , а также перспективы ее совершенствования в ближайшие 2–3 года раскрывает документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», изданный Минфином и утвержденный Правительством РФ еще в июне 2014 года.

В последнем разделе указанного документа в полном объеме освещаются обозначенные вопросы. Так, в нем описывается последовательность выполнения положений послания Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2013. Одним из итогов этой деятельности стала возможность введения пятилетних налоговых каникул для частных предпринимателей на территориях опережающего развития по некоторым видам фискальных платежей. Еще одной мерой налоговой политики , призванной создать благоприятный климат для развития деловой инициативы в стране, стала возможность введения местными властями для ИП, подпадающих под определенные требования, нулевой ставки налогообложения.

Большим препятствием для своевременного наполнения бюджета всегда были схемы ухода от уплаты налогов. Они реализовывались разными способами, как формально законными, основанными на поиске лазеек и прорех в законодательстве, так и откровенно преступными, базирующимися на подлоге и умышленном занижении базы для взимания налогов. В указанном документе отражены как уже реализованные, так и планируемые мероприятия в области налоговой политики по пресечению подобной деятельности и ликвидации путей для ее осуществления.

В ближайших планах, в целях дальнейшего развития налоговой политики государства, предусмотрена корректировка некоторых разделов законодательства:

  1. Внедрение четкого определения резидентов и нерезидентов в РФ.
  2. Определение правил и условий взимания налогов с прибыли зарубежных компаний, если доля в них принадлежит резиденту РФ, для противодействия использованию оффшорных счетов.
  3. Закрепление порядка обмена информацией с фискальными органами зарубежных стран с целью создания возможности участия ФНС в контрольных налоговых процедурах за пределами РФ.
  4. Введение механизма налогообложения зарубежных фирм.
  5. У органов ФНС появится право требовать предоставление документации по контролируемым сделкам с организаций - резидентов иностранных государств без проведения проверки.

Учитывается в документе и тот факт, что взвешенная налоговая политика поможет создать действенный механизм привлечения зарубежного капитала в страну. Одним из направлений деятельности подобного рода стало создание дорожных карт, связанных с упрощением порядка старта и последующего осуществления предпринимательской деятельности. В частности, предпринят ряд шагов в следующих областях:

  • существенно облегчен процесс постановки на учет и получения регистрационных документов для создаваемых компаний;
  • уменьшен уровень затрат по использованию кассовых аппаратов;
  • оказывается содействие со стороны государства экспортерам продукции, прошедшей полный цикл переработки;
  • сокращено количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пристальное внимание в налоговой политике 2015–2017 годов уделено уровню налоговой нагрузки на частных лиц. Так, именно в указанном документе впервые было предложено в качестве базы по налогу на имущество применять стоимость недвижимого имущества, указанную в кадастре. Планируется, что налоговая политика в отношении платежей для граждан будет предусматривать изменение порядка применения льгот по поступлениям от реализации имущества.

Для увеличения объема капитальных вложений и количества новых компаний налоговая политика включает в себя положения о предполагаемом снижении уровня налогообложения прибыли в значимых инвестиционных программах. Разработаны меры по содействию развитию предпринимательства в области туризма, виноградарства и производства вина.

В целях стимулирования отказа населения от курения в налоговую политику включено положение о будущей индексации ставок акцизов на табачные изделия. Сделано это с учетом Концепции противодействия потреблению табака, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р, а также закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Есть у законодателей замыслы и относительно регулирования деятельности в области добычи полезных ископаемых, для этого налоговая политика предусматривает снижение налогов на добычу ресурсов до 0% при соответствии компании ряду требований, правда, только на полуострове Ямал. В то же время с 2015 года идет увеличение размера ставки водного налога.

В целях обеспечения стабильности наполнения государственной казны налоговой политикой предусматривается ряд мер, противодействующих сокрытию налоговой базы в случае реализации компаниями движимого имущества. Речь при этом идет об объектах, приобретенных до января 2013 года.

Для поддержания исполняемости бюджетных программ в налоговой политике государства планируется пересмотреть подходы к порядку предоставления освобождения от уплаты, а также снижения ставки налогов субъектов РФ в доле от федеральных платежей, поступающей в местные бюджеты.

Направления налоговой политики на 2016 год: основные элементы

Курс государства в области налоговой политики в текущем году предусматривает некоторые положительные изменения и дополнения:

  • Перераспределение части прав на администрирование и регулирование местного налогообложения между субъектами РФ.
  • Увеличение порога для списания приобретаемых средств производства сразу в расходы до 80–100 тыс. руб.
  • Корректировку ряда положений по НДС. Это нужно для исключения ситуаций, когда НДС с авансов подается покупателем к возмещению, а продавцом налог не начисляется. Законодатели желают сравнять уровень возврата и начисления НДС по предоплате. Кроме того, чиновники хотят облегчить жизнь экспортерам, сделав процесс оформления вычетов более простым. Полный перечень изменений по НДС можно посмотреть в документе о направлениях налоговой политики , приведенном выше.
  • Упорядочение признаков, по которым будут подпадать под усиленный контроль компании, практикующие трансфертное ценообразование.
  • Впервые в налоговой политике рассматривается вероятность создания органа предварительных консультаций.
  • Либерализацию налоговой политики в области предоставления инспекциями данных о других компаниях.
  • Дальнейшее содействие развитию объединений налогоплательщиков (консолидированных групп). Возникли они не так давно, но Минфин заинтересован в их развитии, в связи с чем включил дополнительные положения по ним в налоговую политику .
  • Расширение возможностей местных органов власти по регулированию налога на имущество физических лиц, при этом в сферу их влияния попадут не только проценты выплат и уровень льгот, но и порядок расчета суммы по облагаемым объектам. В частности, им дано право до 2020 года оставить в качестве цены, принимаемой к учету, инвентарную стоимость объекта.
  • Корректировку порядка определения суммы, подлежащей обложению при реализации имущества частных лиц.
  • Введение стандартной ставки НДФЛ для граждан из зарубежных стран и беженцев.
  • Увеличение налогового обременения по операциям с сырой нефтью и его уменьшение по сделкам с продуктами переработки.
  • Последовательный рост ставки водного налога.
  • Расширение мер по содействию развитию новых производств не только на территориях опережающего развития.
  • Расширение сферы применения системы взимания налогов на основе патентов, передачу полномочий по регулированию ставки в регионы с предоставлением возможности снижать ее до 1%.

Перспективы развития налоговой политики до 2018 года

Налоговая политика на 2016–2018 годы характеризуется своей направленностью на противодействие кризисным явлениям в экономике России. Для достижения этой цели в ней появилось несколько новых пунктов:

  1. Властям субъектов РФ предлагается предоставить право на установление пониженных ставок налогообложения. Подобные шаги должны способствовать развитию производства не только в особых экономических зонах, но и по всей территории РФ. Помимо этого, для территориальных органов управления будет введено ограничение на уровень взимаемого процента по местным налогам, а также по части налога на прибыль, направляемой в их бюджет для вновь создаваемых промышленных компаний. Для производственных машин, относящихся к группам амортизации с 1 по 7, предполагается разрешить применять режим ускоренного начисления с коэффициентом 2, если они приобретены по специальному инвестиционному договору.
  2. По мнению чиновников, не лишним в налоговой политике России будет изменение максимальной стоимости приобретаемого имущества для единовременного включения в затраты до 80–100 тыс. руб. Таким образом предполагается дополнительно поддержать развитие бизнеса.
  3. Изучаются способы совершенствования специальных налоговых режимов.
  4. Для граждан, обеспечивающих себе источник дохода самостоятельно, налоговая политика предполагает смягчить регистрационную процедуру и порядок начисления и уплаты взносов.
  5. Сумма оборота, при котором налог на прибыль можно платить каждый квартал, также станет больше.
  6. Увеличивается срок действия возможности применения беспроцентных займов между дочерними компаниями. При этом в законодательство о налогах и сборах добавляют определение капитализационного займа, осуществляемого между головной российской компанией, являющейся заимодавцем, и зависимой компанией. Подобные операции будут рассматриваться как инвестиционные, выплата процентов будет приравнена к перечислению дивидендов.
  7. В целях облегчения процедуры учета НДС с предоплаты также произойдет некоторое смягчение налоговой политики в части порядка принятия к учету налога по авансам. Прежде всего данное решение нацелено на продавцов, не желающих доначислять налог с авансов. Это поможет существенно снизить потери и увеличить наполняемость бюджета.
  8. По мнению законодателей, не мешало бы сделать процедуру получения льготы по акцизу при экспорте продукции более простой и быстрой, сократив требования по отношению к сбору доказательной базы.
  9. В то же время требуется ужесточить контроль за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, при этом не планируется увеличивать бремя сбора доказательств для плательщиков.
  10. Также в целях стимулирования экспортной торговли чиновники хотели бы сделать более удобным механизм принятия к возмещению НДС по подобным операциям.

Как видно из приведенного списка, значительная часть программы налоговой политики на 2016–2018 годы ориентирована на оптимизацию механизмов начисления и уплаты НДС. Будет усовершенствован порядок учета и оформления налога по авансам, операциям с имущественными правами. Одновременно с этим ужесточится контроль за предумышленным занижением базы по НДС и его возмещением.

Резкого всплеска уровня налоговой нагрузки по акцизам также не планируется, в то же время будет введена авансовая уплата акциза для изготовителей алкогольной продукции посредством покупки специализированных акцизных марок.

В сфере добычи природных ресурсов также не предвидится ухудшения положения компаний. Некоторым изменениям подвергнется порядок определения налоговой базы по добыче драгоценных камней, черных, цветных и радиоактивных металлов. Возможно, в ближайшее время руководству местных правящих органов будет перепоручено определять объем налоговой базы и порядок расчета НДПИ.

Сложно представить эффективную налоговую политику, сформированную без определения механизмов контроля точности и своевременности уплаты фискальных сборов. В связи с этим в состав надзорных органов может быть добавлена служба предварительного контроля. В нее компания сможет обратиться для получения консультации еще на стадии подготовки хозяйственной операции и четкого представления ее результатов в сфере налогообложения. Будет сокращен перечень сведений, составляющих налоговую тайну, что благотворно скажется на осведомленности налогоплательщиков в отношении своих партнеров.

Борьба с оффшорными схемами также не ускользнула от кураторов налоговой политики: представители финансового ведомства всерьез озабочены сокрытием части прибыли для уклонения от уплаты налогов подобными путями. В связи с этим в обновленной налоговой политике значительно усовершенствованы процедуры налогового контроля над данным направлением.

Стремясь не ухудшить положение плательщиков страховых взносов, налоговая политика 2016–2018 годов коснулась и данной темы. В связи с этим до начала 2019 года страховые тарифы не будут повышены.

Налоговая политика РФ на современном этапе формируется Минфином, который ежегодно публикует информацию о планируемых направлениях ее развития. В ней приводятся данные о том, какой же будет налоговая политика в последующие 2 года. В частности, подобный проект на 2016–2018 годы был размещен на сетевом ресурсе ведомства 27 июля 2015 года. Получается, что фирмы могли на протяжении нескольких месяцев изучать информацию о нововведениях в области налоговой политики и готовиться к грядущим переменам.

В документ входит своеобразный отчет об уже проделанной работе и реализации ранее задуманных проектов. Так у плательщиков создается четкое представление о том, что у чиновников слова не расходятся с делами. Регулирование политики налогообложения призвано решить комплекс задач по стимулированию деловой активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости казны.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в целях составления проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При подготовке Основных направлений налоговой политики Волгоградской области учтены положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Росссийской Федерации от 2015 года, основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также итоги реализации налоговой политики Волгоградской области в период до 2016 года.

Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам планировать свою деятельность как при реализации , так и при осуществлении социально-значимых проектов.

Ключевыми приоритетами налоговой политики Волгоградской области в среднесрочной перспективе являются продолжение работы по формированию устойчивой доходной базы региона, создание стимулов по ее наращиванию без роста существующей налоговой нагрузки на экономику, повышение эффективности , совершенствование и оптимизация системы налогового администрирования.

Следует продолжить работу по совершенствованию инвестиционного , улучшению инвестиционного климата и поддержке субъектов малого и через специальные налоговые режимы. Процедуры получения государственной поддержки инвесторами и субъектами малого и среднего предпринимательства должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Для реализации поставленных целей необходимо продолжить политику обоснованности предоставления налоговых льгот с постепенной заменой их при необходимости адресными субсидиями экономическим агентам; работу, направленную на взаимовыгодное социально-экономическое сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона; реализацию мероприятий по легализации скрытой , а также мероприятий, направленных на повышение эффективности управления государственной и и увеличение доходов от их использования.

Основные итоги реализации налоговой политики

Волгоградской области в 2013 - 2015 годах

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области в 2013 - 2015 годах сложились следующим образом:

млн. рублей

Наименование источника

% к пред. году

% к пред. году

% к пред. году

Налоговые доходы

в том числе

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Акцизы на алкогольную продукцию

Акцизы на нефтепродукты

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Земельный налог

Неналоговые доходы

в том числе

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Платежи при пользовании природными ресурсами

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

Административные платежи и сборы

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Прочие неналоговые доходы

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего


На протяжении 2013-2015 гг. отмечается положительная динамика доходов консолидированного бюджета Волгоградской области, по итогам 2014 года темп роста налоговых и неналоговых поступлений составил 109,2%, по итогам 2015 года – 104,6%. При этом, наиболее значительный рост наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.

Доля налоговых и неналоговых доходов в валовом региональном продукте в 2013 году составляла 11,2%, в 2014 году – 10,4%, в 2015 году – 10,0%. Доля налоговых и неналоговых поступлений в структуре валового регионального продукта ежегодно снижается. Основными причинами снижения являются:

Введение с 2012 года института консолидированных групп налогоплательщиков, в результате которого прибыль организаций, полученная на территории Волгоградской области перераспределяется вместе с прибылью и убытками других организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков и находящихся на территории других субъектов Российской Федерации;

Предоставление налоговых льгот и преференций с целью оказания мер социальной поддержки гражданам и организациям, стимулирования развития инвестиционной деятельности, а также льготы, предоставленные организациям на определенный срок на основе оценки бюджетной и экономической эффективности.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области в разрезе ВЭД за 2013-2015 годы

млн. рублей

Рыболовство, рыбоводство

Обрабатывающие производства

Строительство

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Финансовая деятельность

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Остальные виды экономической деятельности

Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД

Сведения по физическим лицам, не относящимся к и не имеющим код ОКВЭД

Среднеотраслевая налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций Волгоградской области сложилась следующим образом.

Наименование видов экономической деятельности

Темп роста/снижения прибыли прибыльных организаций в 2015 к 2014

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Финансовая деятельность

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

В 2015 году и истекшем периоде 2016 года Администрацией Волгоградской области обеспечена преемственность реализуемой в области налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности реального сектора экономики и обеспечение необходимого уровня доходов.

Поддержка субъектов инвестиционной деятельности.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 01.01.2001
оказывается государственная поддержка инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Волгоградской области.

Государственная поддержка инвесторов осуществляется в форме предоставления налоговых льгот в виде пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и нулевой налоговой ставке по налогу на имущество организаций.

По состоянию на 2016 года на территории Волгоградской области заключено 41 инвестиционное соглашение с объемом инвестиций в сумме 392,3 млрд. рублей. За период действия Закона Волгоградской области -ОД освоено инвестиций на сумму 237,3 млрд. рублей.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2016 года для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения расширен перечень видов с 43 до 59, в отношении которых может применяться данная система налогообложения (Закон Волгоградской области -ОД).

Кроме того, для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на патентную систему налогообложения и осуществляющих в сфере бытовых услуг населению, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов. Данная льгота («налоговые каникулы») установлена в дополнение к производственной, социальной и (или) научной сферам и будет действовать до 2020 года (Закон Волгоградской области -ОД).

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с 1 января 2016 года подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (Закон Волгоградской области -ОД). Приказом Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор на 2016 год установлен в размере 1,329.

С 1 января 2016 года для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов. Данная льгота («налоговые каникулы») установлена в дополнение к производственной, социальной и (или) научной сферах и будет действовать до 31 декабря 2020 года (Закон Волгоградской области -ОД).

Изменение регионального законодательства по иным направлениям.

Законом Волгоградской области -ОД отменена льгота по налогу на имущество организациям, занимающихся хранением и складированием зерна – в отношении имущества, используемого ими для хранения и складирования зерна. Вместе с тем сохраняется льготное налогообложение имущества организаций, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, как дополнительная мера государственной поддержки Волгоградской области.

По результатам оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных организациям Волгоградской области в 2014 году, проведенной органами исполнительной власти Волгоградской области в соответствии с постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 01.01.01 г. № 000 льгота по налогу на имущество по организациям потребительской кооперации Волгоградской области - в отношении имущества, используемого ими для осуществления своей уставной деятельности, признана неэффективной. В связи с чем, с 1 января 2017 года данная льгота отменена (Закон Волгоградской области -ОД).

Для привлечения инвестиций в экономику Администрацией Волгоградской области проводится работа, направленная на привлечение и поддержку инвесторов. Так, с 2016 года для организаций-инвесторов предусмотрена возможность применения льготы по налогу на имущество организаций, начиная с первого числа налогового (отчетного) периода, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором в установленном законодательстве порядке объект был принят к в качестве объекта основных средств. Ранее инвесторы могли воспользоваться данной льготой только со следующего года, в котором объект был принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (Закон Волгоградской области -ОД).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001
№ 000 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» утверждена «Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу». Данной программой в городах, в которых запланировано проведение чемпионата мира по футболу 2018 года, предусматривается строительство стадионов, в том числе и в г. Волгограде. Учитывая, что строительство стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в г. Волгограде осуществляется за счет средств и, до даты передачи стадиона в собственность субъекта Российской Федерации, налогоплательщиком по налогу на имущество организаций будет выступать , принят закон Волгоградской области, предусматривающий установление ставки ноль процентов по налогу на имущество для организаций – застройщиков, в отношении спортивных сооружений, с численностью мест для зрителей не менее 35 тысяч.

Законом Волгоградской области -ОД «О внесении изменения в статью 1 Закона Волгоградской области от 01.01.01 г. «О транспортном налоге» ставки транспортного налога проиндексированы на 15 процентов. Согласно нормам налогового физические лица уплачивают транспортный налог по новым ставкам в 2016 году не позднее года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с Федеральным законом -ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Федеральным законом от 01.01.01 года «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» установлен новый механизм расчета суммы фиксированного платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан. Во исполнение норм указанного закона принят Закон Волгоградской области -ОД «Об установлении на 2016 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда», в соответствии с которым на 2016 год установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Волгоградской области, в размере 1,43109. В результате стоимость патента для иностранных граждан с учетом установленного коэффициента составляет 2 600 рублей в месяц.

Внесены изменения в порядок расчета за на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, в целях приведения в соответствие изменениям, внесенным в Земельный Кодекс Российской Федерации.

Основными направлениями налоговой политики Волгоградской области на 2016-2018 гг. планировалось принятие нормативных , предусматривающих переход на исчисление налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций в отношении административных, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания исходя из их кадастровой стоимости, а также принятия перечня имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость.

Для реализации намеченных планов в 2016 году постановлением Администрации Волгоградской области -п комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области определен уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень).

В целях определения Перечня комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области проводится сплошная недвижимости. В рамках данной работы проанализированы списки объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет, сформирован проект Перечня и направлен в для проверки соответствия фактического использования данных объектов их наименованиям, содержащимся в , создана комиссия по вопросам формирования Перечня, разработан Администрации Волгоградской области, устанавливающий порядок определения вида фактического использования объектов недвижимости.

Вместе с тем, одним из основных факторов, влияющих на принятие решения о переходе на исчисление налогов на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, является недопущение резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Кроме того, невведение налога от кадастровой стоимости в отношении торговых объектов и объектов общественного питания следует также рассматривать как антикризисную меру, направленную на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако, учитывая требования Налогового кодекса Российской Федерации Администрации Волгоградской области необходимо вернуться к рассмотрению данных вопросов в среднесрочной перспективе.

Также, основными направлениями налоговой политики Волгоградской области на 2016-2018 гг. планировалось проведение очередной кадастровой (за исключением земельных участков), расположенных на территории Волгоградской области. Вместе с тем, внесенными Федеральным законом -ФЗ изменениями предусмотрено применение для целей налогообложения с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года наименьшей кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к действующей на 1 года кадастровой стоимости. В связи с чем, Администрацией Волгоградской области планируется проведение очередной кадастровой недвижимости не ранее 2018 года.

Основные меры в области налоговой политики Волгоградской области, вступающие в силу и планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов

Федеральным законом -ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению с бюджет субъекта Российской Федерации для участников инвестиционных проектов. Кроме того, для участников специальных инвестиционных контрактов, которые данным законом приравниваются к участникам региональных инвестиционных проектов, законами субъектов Российской Федерации размер налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации может быть понижен до 0% процентов до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не позднее 2025 года включительно.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, для организаций - участников региональных инвестиционных проектов устанавливается в размере 0%.

В целях привлечения инвесторов, готовых реализовать в области крупномасштабные и капиталоемкие проекты необходимо:

- принятие закона Волгоградской области, предусматривающего установление требований к региональному инвестиционному проекту;

- принятие закона Волгоградской области, предусматривающего установление пониженных налоговых ставок для организаций – участников региональных инвестиционных проектов, а также участников специальных инвестиционных контрактов, получивших статус участников региональных инвестиционных проектов.

В целях приближения величины налога, уплачиваемого иностранными гражданами, к средней сумме налога на доходы физических лиц, уплачиваемого российскими гражданами, планируется принятие закона Волгоградской области, устанавливающего коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, в результате которого стоимость патента для иностранных граждан в 2017 году составит не менее 3 000 рублей в месяц. В связи с отменой с 1 января 2017 года Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД1) ОК 029-2001 (приказ Росстандарта -ст) необходимо внести изменения в Закон Волгоградской области -ОД «О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения»; Федеральным законом -ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» налоговая база в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств определяется как кадастровая , утвержденная в установленном порядке.

В связи с чем, подготовлен проект закона Волгоградской области, устанавливающий особенности определения налоговой базы в отношении указанного имущества и налоговой ставки в размере 2 процентов от кадастровой стоимости такого имущества по истечении одного года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету. Предусмотренный «льготный период» дает возможность добросовестным налогоплательщикам в течение 12 месяцев оформить правоустанавливающие документы, произвести предпродажную подготовку имущества, а также найти потенциального покупателя и осуществить сделку купли-продажи.

В связи с принятием Федеральных законов -ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и -ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», предусматривающих право субъектов Российской Федерации определять налоговую базу по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости необходимо:

В среднесрочной перспективе принять закон Волгоградской области, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости в отношении административных, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также утвердить перечень указанных объектов недвижимости;

До 1 января 2020 года установить единую дату начала определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.