Налоговое бюджетирование и налоговый бюджет организации. Формирование бюджета налогов Анализ исполнения бюджета налогов

  • 9. Нужно ли исполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Российская организация, применяющая общую систему налогообложения, выплачивает дивиденды российской организации на упрощенке
  • 10. Для перечисления авансовых платежей по налогу на прибыль в течение календарного года предусмотрены три способа:
  • 11. Порядок расчета ндпи зависит от вида полезного ископаемого. Налоговое законодательство предусматривает расчет ндпи:
  • 12. Организация должна рассчитывать ндпи при добыче (сборе, извлечении):
  • 13. Стандартные вычеты на детей предоставляются в следующих размерах:
  • 1400 Руб. В месяц – на первого ребенка;
  • 1400 Руб. В месяц – на второго ребенка;
  • 3000 Руб. В месяц – на третьего и каждого последующего ребенка.
  • 16. Организация применяет усн – кассовый метод признания затрат. В какой момент организация, применяющая упрощенку, и какие условия должны выполняться для списания расходов на приобретение товаров:
  • 17. Укажите верный порядок признания расходов на приобретение ос при усн:
  • 18. В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета налоговой базы в отношении подакцизных товаров, каким образом определяется сумма акциза по подакцизным товарам?
  • 30. Можно ли учесть расходы на приобретение земельного участка.
  • 32. Услуги по проведению техосмотров операторами технического осмотра, соответствующими определенным требованиям и получившими аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков, освобождаются от ндс
  • 33. Льгота по ндс в отношении работ по обслуживанию судов в период стоянки в портах
  • 34. Для применения нулевой ставки ндс при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в рмрс, не действует условие об обязательном сроке нахождения судна в реестре
  • 35. Для подтверждения нулевой ставки ндс при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в рмрс,
  • 38. Суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья
  • 70. Какие методы применяются при разработке договорной политики организации:
  • 105. Установлена ли ответственность за разглашение тайны налогового учета:
  • 111. Какая ставка ндс применяется к имуществу, реализация которого подлежит обложению данным налогом, передаваемому в составе предприятия как имущественного комплекса?
  • 115. Имеет ли право налогоплательщик, осуществляющий реализацию только подакцизных товаров, воспользоваться освобождением от обязанностей плательщика ндс на основании ст. 145нк рф?
  • 125. Отдел, в функциональные обязанности которого входит проведение предпроверочного анализа:
  • 129. При непредставлении документов по требованию двухмесячный срок в целях применения пп.7 п.1 ст.31 нк рф исчисляется со дня:
  • 143. В первом разделе книги учета доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения отражаются доходы:
  • 149. Организация осуществляет услуги по доставке товара заказчика по договору транспортной экспедиции. Обязана ли компания применять енвд
  • Согласно ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
  • Согласно ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
  • Согласно ст. 247 объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
  • Согласно ст. 253 к расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией, а так же внереализационные расходы согласно ст. 265. Согласно ст. 284 налоговая ставка составляет:
  • Согласно ст. 247 объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
  • Согласно ст. 247 объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
  • Согласно ст. 284 налоговая ставка составляет:
  • Консультационные вопросы
  • Согласно ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

    В 1 квартале ООО «Ост» приобрело оборудование, входящий НДС согласно счет фактуре от 23 марта составил 180000 руб.

    Получается, за 1 квартал организация может предъявить НДС к возмещению в сумме 180000 руб.

    Общая сумма налога, предъявленная покупателям за 2 квартал: 900000 руб.

    Во втором квартале налоговых вычетов по НДС не было, соответственно к уплате будет сумма 900000 руб.

    В 3 квартале ООО «Ост» сумма НДС предъявленная покупателю составляет 540000 руб.

    В 3 квартале ООО «Ост» безвозмездно передало автотранспортное средство.

    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ в целях исчисления налога на добавленную стоимость передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения.

    Формулировка п. 2 ст. 154 НК РФ означает, что для целей исчисления НДС стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) должна определяться исходя из их рыночных цен на дату передачи.

    НДС, предъявленный покупателю по безвозмездно переданному имуществу, составит 18000 руб. (100000*18%).

    В 3 квартале налоговых вычетов по НДС не было, тогда сумма НДС к уплате равна 540000+18000=558000 руб. я бы сделал так же….Ведь в условии ничего не сказано о том, что средство был оприобретено с НДС, тогда бы считали (100 – 80) * 18 / 118

      Задача

    В третьем квартале текущего года организация произвела следующие операции, являющиеся объектом обложения НДС:

      реализовала сельскохозяйственную продукцию на сумму 5 800 000 рублей (без НДС);

      оказала услуги сторонним организациям на сумму 200 500 рублей (без НДС);

      оприходовала строительно-монтажные работы для собственного потребления на сумму 500 400 рублей (без НДС);

      получила аванс под предстоящую отгрузку сельскохозяйственной продукции в сумме 330 000 рублей и предъявила покупателю счет-фактуру на сумму 330 000 рублей, в том числе НДС в сумме 30 000 рублей.

    В этом же квартале приобрела и оприходовала товарно-материальные ценности и строительные материалы на сумму 1 200 000 рублей.

    Определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

    Решение:

    НДС предъявленный покупателям составляет:

    За реализованную сельхоз.продукцию:5800000*18%=104000 руб. проверьте сельхозпродукция по какой ставке облагается….18 но проверрьте

    За оказанные услуги сторонним организациям:20500*18%=3690 руб.

    Выставлена счет фактура на аванс:30000 руб.

    Оприходованы строительно-монтажные работы:500400*18%=90072 руб.

    НДС, который можно принять к вычету:

    Приобретение товарно-материальных ценностей и строительных материалов: 1200000*18/118=183050,85 руб.

    Согласно ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

    Сумма налога исчисленная к уплате в бюджет равна:

    104000+3690+30000+90072-183050,85=44711,15 руб.

      Задача

    Организация выпускает подакцизный товар. Себестоимость про­изводства - 680 руб. Организация рассчитывает получить прибыль в объеме не менее 15% от себестоимости. Условная ставка акциза - 5%.

    Определите сумму акциза и минимальную отпускную цену товара при отсутствии установленных государством минимальных цен на под­акцизный товар.

    Решение.

    Сумма акциза, приходящаяся на подакцизный товар (ст.194 п.1 НК РФ):

    680*5% = 34 руб.

    Себестоимость товара с учетом акциза:

    680 руб. + 34 руб. = 714 руб.

    Сумма НДС, приходящаяся на товар:

    714x18% = 128,52

    Минимальная отпускная оптовая цена:

    (714+ 128,52)*1,15 = 968,90 руб.

      Задача

    Ежемесячная заработная плата Петрова И.С. составляет 25 000 рублей. Он имеет двоих детей в возрасте до 18 лет.

    В связи с приобретением квартиры организация выдала Петрову И.С. в феврале текущего года ссуду в сумме 100 000 рублей на 11 месяцев по 5 процентов годовых. В соответствии с договором займа ссуда погашается ежемесячно в сумме 10 000 рублей, начиная со второго месяца срока, на который предоставлена ссуда. Ставка рефинансирования ЦБ России на дату выдачи ссуды составляла 12 процентов годовых.

    Определить сумму НДФЛ за январь, февраль и март по основному доходу и сумму ежемесячного налога за период погашения долга по ссуде.

    Решение:

    Согласно п.2 ст.212 при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, налоговая база определяется как:

      превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

    Рассчитаем материальную выгоду за февраль.

    Ставка по кредиту за февраль равна 5%/365дн*28дн=0,38%,

    Минимальная ставка (2/3 ставки рефинансирования) 12%*2/3/365*28=0,61%

    Минимальная ставка больше ставки по кредиту. Поэтому возникает материальная выгода с суммы 100000 руб. и ставкой 0,23%(0,61%-0,38%). Сумма материальной выгоды за февраль составит 230 руб. (100000 руб. *0,23%).

    Рассчитаем материальную выгоду за март, с учетом того, что сумма кредита уменьшилась на 10000 руб.

    Ставка по кредиту за март равна 5%/365дн*31дн=0,42%,

    Минимальная ставка (2/3 ставки рефинансирования) 12%*2/3/365*31=0,68%

    Минимальная ставка больше ставки по кредиту. Поэтому возникает материальная выгода с суммы 90000 руб. и ставкой 0,26%(0,68%-0,42%). Сумма материальной выгоды за март составит 234 руб. (90000 руб. *0,26%).

    Согласно ст. 224 п.2. налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

    суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.

    НДФЛ с материальной выгоды за февраль равен: 230 руб.*35%=80,5 руб.

    НДФЛ с материальной выгоды за март равен: 234руб.*35%=81,9 руб.

    Согласно п. 4 ст. 218 налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

    1 400 рублей - на первого ребенка;

    1 400 рублей - на второго ребенка.

    У сотрудника двое детей, налоговый вычет предоставляется в сумме 2800 руб.

    Сумма НДФЛ за январь составит:

    (25000-2800)*13%=2886 руб.

    Сумма НДФЛ за февраль составит:

    (25000-2800)*13%=2886 руб.

    Сумма НДФЛ за март составит:

    (25000-2800)*13%=2886 руб.

    Общая сумма НДФЛ подлежащая удержанию и перечислению в бюджет будет равна:

    За январь – 2886 руб.

    За февраль- 2886+80,5=2966,5 руб.

    За март – 2886+81,9=2967,9 руб.

      Задача

    Заработная плата Мальцева Е.И. в январе текущего года составила 23 000 руб., в феврале – 26 200 руб., в марте – 26 800 руб., в апреле – 27 500 руб., в мае – 28 000 руб. Как лицо, перенесшее лучевую болезнь в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Мальцев Е.И. имеет право на вычет в сумме 3 000 рублей. В апреле Мальцеву Е.И. оказана материальная помощь в сумме 7 000 рублей.

    Исчислить сумму налога за период с января по май включительно.

    Решение:

    Согласно ст. 217 п. 28 доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период не облагаются НДФЛ:

    материальная помощь.

    Рассчитаем НДФЛ:

    Январь – (23000-3000)*13%=2600 руб.

    Февраль – (26200-3000)*13%=3016 руб.

    Март- (26800-3000)*13%=3094 руб.

    Апрель – (27500-3000)*13%=3185 руб.

    С материальной выгоды – (7000-4000)*13%=390 руб.

    Май – (28000-3000)*13%=3250 руб.

    Общая сумма удержанного НДФЛ с января по май включительно составит 15535 руб.

      Задача

    Сумма авансового платежа по налогу определена налоговым органом на основании доходов, полученных индивидуальным предпринимателем за прошлый налоговый период в сумме 520 000 рублей. По результатам налогового периода предпринимателем получен фактический налогооблагаемый доход в сумме 550 000 рублей.

    Распределить авансовый платеж текущего налогового периода по установленным срокам и определить сумму фактического налога на доходы, подлежащего уплате в бюджет по результатам истекшего налогового периода.

    Решение:

    Согласно п.9 ст. 227 авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

    1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

    2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

    3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

    Составим таблицу для расчета авансовых платежей.

    По итогам налогового периода определяется окончательная сумма налога.

    С учётом уплаченных авансовых платежей, предприниматель либо доплачивает разницу, либо переносит или возвращает излишне уплаченную сумму налога

    К доплате получится сумма 30000 руб. (550000-260000-130000-130000).

    Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации (ст.229 НК РФ).

      Задача

    Сумма доходов организации от реализации товаров (работ, услуг) за 9 месяцев отчетного периода составила 23 500 800 рублей, внереализационные доходы – 360 700 рублей. Расходы на производство и реализацию товаров (работ и услуг) за этот же период равны 22 600 200 рублей, внереализационные расходы – 270 500 рублей. За отчетный период организация внесла в федеральный бюджет 18 578 рублей авансовых платежей, в региональный бюджет – 130 042 рублей.

    Определить сумму авансового платежа в федеральный и региональный бюджеты по результатам девяти месяцев текущего года.

    Решение:

    В корпоративном налоговом менеджменте особое значение имеет бюджетирование, в ходе которого прогнозируются суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без налогового бюджетирования сложно добиться реальности и эффективности общего бюджетирования предприятия.

    Налоговое бюджетирование представляет собой результирующую часть корпоративного налогового планирования, регулирования и контроля, а также комбинированный способ оптимизации налоговых потоков хозяйствующим субъектом . Налоговое бюджетирование основано на выборе оптимальных решений в области налоговых доходов и налоговых расходов с целью получения максимума налоговой прибыли с последующим принятием решений по эффективному вложению (использованию) налоговой прибыли. Конечной целью налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой стабильности организации. Результаты корпоративного налогового бюджетирования должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.

    В налоговом бюджете организации фиксируются результаты налоговой оптимизации. Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рис. 10.

    В налоговом бюджете отражаются все возможные налоговые доходы и налоговые расходы организации, определяется общий налоговый результат управления налоговыми потоками, и намечаются адекватные решения о продолжении мер налоговой оптимизации или о рассмотрении иных ее вариантов. Налоговый бюджет необходим организации для: оптимизации налогов и формирования платежного налогового календаря, дальнейшей оптимизации финансовых параметров (потоков) компании и эффективного управления ими. Аналитический налоговый бюджет не менее важен чем плановый (оптимизированный) бюджет. Он необходим для анализа и контроля соблюдения запланированных параметров планового налогового бюджета, выявления ошибок, просчетов, узких мест и их устранения.

    Формирование корпоративного налогового бюджета достаточно трудоемкий процесс, зависящий от многих экономических, финансовых и налоговых параметров, а также от характера и агрессивности налоговой политики организации. Необходим большой массив плановой, отчетной и оперативной информации о всей хозяйственно-финансовой деятельности, заключаемых договорах, планируемом объеме налоговых начислений и налоговых платежей в целом и по видам налогов, с налогообразующими параметрами и предполагаемой задолженностью организации перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность). Тем не менее, грамотно поставленное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.

    Таким образом,налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов организации (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.


    Корпоративный налоговый бюджет должен составляться, по мере необходимости, раз в месяц, квартал, год (возможно, на среднесрочную перспективу) и анализироваться налоговыми менеджерами. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.


    Рис. 10. Модель налогового бюджета организации

    В процессе налогового бюджетирования предприятия могут составлять отдельные бюджеты в разрезе каждого из уплачиваемых налогов, или бюджеты по группам налогов (например отдельно бюджет налогов, относимых на затраты, отдельно бюджет косвенных налогов и т. д.). Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

    Корпоративное налоговое бюджетирование тесно связано с бюджетированием, которое включает в себя бюджетирование начисления налогов, бюджетирование налоговых платежей и бюджетирование налоговой задолженности .

    1. Бюджетирование начисления налогов. Для расчета суммы начисления налогов в плановом периоде используют следующие исходные данные:

    · планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

    · налоговое законодательство (изменения налогового законодательства, касающиеся объектов налогообложения, порядка расчета налоговой базы, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот);

    · прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

    Расчет начисляемых налогов в общем виде производится по формуле:

    Нн = (НБр – НБн) х Сн – Лн,

    где: Нн – начисленный налог; НБр – налогооблагаемая база рассчитанная; НБн – налогооблагаемая база, необлагаемая налогом; Сн – ставка налога; Лн – льготы по налогу.

    2. Бюджетирование налоговых платежей. После определения начислений по налогам производится расчет налоговых выплат для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация.

    Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

    Нв = Нн – Ан + Вр + Аб,

    где: Нв – выплаты по налогам; Нн – начисленные налоги; Ан – авансы по налогам, ранее уплаченные; Вр – выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Аб – авансы по налогам в счет будущих периодов.

    3. Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств, используя следующую формулу:

    З = Зн + Нн – Зр – Нв,

    где: З – задолженность по налогам на конец периода; Зн – задолженность по налогам на начало периода; Нн – налоги начисленные; Зр – реструктуризированная задолженность; Нв – выплаты по налогам.

    Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют как самостоятельное значение, так и используются для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

    5. Корпоративное налоговое планирование

    Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.

    Термин «налоговое планирование» достаточно часто встречается в специальной литературе, посвященной налоговой проблематике, однако понимают его по-разному: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ» ; «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах». ; «…деятельность налогоплательщика, направленная на минимизацию его налоговых обязательств» ; «…создание системы договоров и комбинации различных форм налогообложения с целью максимально снизить налоги и минимизировать в рамках действующего законодательства возможную ответственность, а также сохранить заработанные капиталы» ; «целенаправленные правовые действия налогоплательщика, направленные на минимизацию налоговых платежей».

    Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи предприятия, а оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация налогового бремени организацией закладывает основу для роста массы налоговых поступлений в бюджетную систему в перспективе.

    Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации . Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например инвестирование средств, реорганизация предприятия, создание филиала, выход на новый рынок, увеличение объема производства, выбор делового партнера и т. п., должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.

    Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. в странах с развитой рыночной экономикой существенные изменения в налоговую систему вносятся не чаще, чем раз в десять лет, а многие налоговые законы действуют без значимых изменений в течение десятилетий. В России существенные поправки к налоговым законам принимаются ежегодно. Очевидно, в таких условиях строить какие-либо перспективные схемы довольно рискованно, хотя и необходимо.

    Налоговое планирование, как и любую управленческую деятельность, можно представить в виде системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

    Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень , также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

    На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности: составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки; разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как один из источников финансирования.

    Стратегическое налоговое планирование – заключительный, наивысший уровень налогового планирования. Это деятельность, связана с выработкой способов оптимизации налоговых потоков предприятия; результатом этого процесса выступает налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия. Таким образом, налоговое планирование начинается с определения стратегических целей предприятия, именно они формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений, в зависимости от них строится структура предприятия и связи внутри нее.

    Основной целью стратегического налогового планирования является разработка на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций хозяйствующими субъектами, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям предприятия, с учетом возможных изменений во внешней среде. Деятельность по стратегическому налоговому планированию требует не только знания современного налогового законодательства, анализа современной рыночной конъюнктуры, но и способности прогнозирования изменений в налоговом законодательстве в весьма отдаленной перспективе, видоизменений и появлений новых экономических институтов, так или иначе способных оказать воздействие на налоговую систему; что, в свою очередь, требует знаний в области юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов, понимания экономической сущности налогообложения, изучения основных научных теорий по налогообложению как российских, так и зарубежных исследователей.

    При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на прибыль корпораций по ставкам в 44–50 % и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога 2–5% или он вовсе не взимается. На самом деле, и в странах с «нормальными» (оптимизированной) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по «эффективной» (т. е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25 %. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах с более низкими налоговыми ставками. Поэтому выбор между странами с нормальным налоговым режимом и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных.

    5.2. Классификация и виды корпоративного налогового планирования

    Говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с одной стороны, ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой – выступающие индикатором эффективности планируемых действий путем сравнения прогнозируемого и фактического результата.

    Обобщая различные точки зрения, можно дать следующую классификацию видов налогового планирования:

    1) по объектам управления: внешнее (учредителями, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т. п.); внутреннее (исполнительными органами организации, его структурные подразделения);

    2) по юрисдикции (территории действия): внутри страны (национальное); международное ;

    3) по длительности периода и характера решаемых задач: оперативное; тактическое; стратегическое;

    4) по законности действий налогоплательщика: законное (манипулирование положениями существующего законодательства, используя его несовершенство, сложность и противоречивость); противозаконное налоговое планирование, при котором применяются противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей;

    5) по стадиям финансово-производственного цикла: налоговое планирование на стадии создания предприятия; в период его существования; на стадии ликвидации ;

    6) по ожиданиям, возлагаемым на налоговое планирование: оптимистическое; пессимистическое; реалистическое;

    7) по воздействию на налоговую нагрузку: оптимизационное (направленное на оптимизацию и минимизацию налоговых потоков предприятия); классическое (направленное на расчет будущих налоговых платежей).

    Приведенное разграничение налогового планирования и мероприятий процесса налогового планирования на виды призвано не только понять сущность данной экономической конструкции, но и способствовать реализации налогового планирования на предприятии с научно-обоснованных позиций.

    5.3. Принципы корпоративного налогового планирования

    Существует достаточно большое количество различных вариантов принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.

    Налоговое планирование на предприятии основывается на особых принципах, которые представлены на рис. 11.



    Рис. 11. Принципы налогового планирования на предприятии

    Другой подход представлен следующей группой принципов:

    1. Принцип разумности – означает, что «все хорошо – что в меру». Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.

    2. Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве.

    3. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т. д.).

    4. Принцип комплексного расчета экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.

    5. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. д.

    6. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они недолжны осознавать ее цель и мотивы.

    7. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций.

    8. При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций .

    9. Принцип конфиденциальности , который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.

    10. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов) .

    5.4. Этапы корпоративного налогового планирования

    Налоговое планирование – неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, планово-разработочного и основного этапа. Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в т. ч. действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап – реализация данного плана.

    Рассматривая корпоративное налоговое планирование как определенную последовательность действий, направленных на оптимизацию налоговых потоков можно выделить следующих этапов налогового планирования для целей определения налогового поля (рис. 12).

    В рамках этапа стратегического планирования выделяются такие этапы, как: создание действующей хозяйствующей единицы; кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия, а также выделяются направления: определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, направлений деятельности (выбор организационно-правовой формы, структуры и места расположения предприятия и его структурных подразделений); анализ предоставляемых законодательством налоговых льгот; формирование налоговой учетной политики. Таким образом в рамках данного этапа формируется налоговое поле организации, т. е. определяются совокупные налоговые обязательства организации.



    Рис. 12. Этапы корпоративного налогового планирования

    В рамках этапа оперативного планирования выделяются направления: расчет и управление налоговыми базами, составление многовариантиых налоговых моделей, рациональное размещение активов и прибыли предприятия, составление налоговых календарей.

    В рамках этапа оценки эффективности налогового планирования выделяются направления: установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин; определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных методов.

    Результаты налогового планирования и оптимизации необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и принесенных выгод, но и с точки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения, а также эффекта от реинвестирования налоговой прибыли.

    Ключевую роль в налоговом планировании и оптимизации играет аналитическая стадия обработки информации для выработки управленческих решений, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов.

    5.5. Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

    Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в табл. 5.

    Таблица 5

    Показатели эффективности корпоративного налогового планирования


    Однако в силу особенностей отечественной хозяйственной среды, сформулированных ранее, невозможно привести рекомендуемые значения всех коэффициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организации. Вместе с тем в отношении показателя «налогоемкость продаж» существует следующая оценочная шкала:

    · если значение показателя составляет не более 20 %, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;

    · в интервале 20–45 % налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);

    · в интервале 45–70 % налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;

    · если показатель превышает 70 %, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем .

    Очень важное значение в налоговом планировании и в целом в корпоративном налоговом менеджменте играет полученный результат, т. е. эффективность какой-либо оптимизации величины налогов.

    Чистый финансовый результат предприятия можно выразить формулой :

    ЧФ = В – З – Нп – Нс – Нпр,

    где: ЧФ – чистый финансовый результат; В – выручка (включая внереализационные доходы) без НДС; З – все затраты предприятия, кроме налогов; Нп – налог на прибыль; Нс – налоги, относимые на издержки (себестоимость или финансовые результаты); Нпр – прочие налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

    Обозначив ставку налога на прибыль (в процентах) Сп, можно выразить сумму налога на прибыль следующей формулой:

    Нп = Сп х (В – З – Нс),

    В таком случае, можно преобразовать формулу чистого финансового результата:

    Выделим более жирным шрифтом чистый финансовый результат предприятия до оптимизации:

    ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

    При этом курсивом выделим результат после оптимизации:

    В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.

    Э = ЧФ ЧФ = В В З + З – Нп х (В В З + З Нс + Нс ) – Нс + Нс Нпр + Нпр .

    Поскольку выручка до и после оптимизации одинакова (В =В ), то

    Э = – З + З – Нп х (– З + З Нс + Нс ) – Нс + Нс Нпр + Нпр.

    Эта формула позволяет оценить эффект от оптимизации налогов. При этом эффективность оптимизации зависит не столько от самого налога, сколько от финансового состояния предприятия в целом, от его финансового результата.

    5.6. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования

    На практике для обеспечения оптимального сочетания и использования налоговых схем используются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения.

    Метод ситуационного налогового планирования – наиболее простой и доступный для любого предприятия, поэтому он нашел самое широкое применение. Суть метода заключается в следующем. Предприятие на основе своего устава и иных учредительных документов, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и статистическими нормативами, определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, уточняет ставки и льготы. Формируется налоговое поле предприятия. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых предприятие участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса. Затем образуется система договорных отношений предприятия с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями. Слабая сторона ситуационного метода в его многовариантности, особенно для крупных предприятий, т. к. чтобы спланировать свою деятельность наиболее эффективно с точки зрения минимизации налоговых отчислений, необходимо проанализировать огромный массив всевозможных модификаций взаимодействия предприятия с внешней средой, что под силу только высокоэффективным автоматизированным программам.

    К численным балансовым методам относятся: метод микробалансов, метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод.

    Метод микробалансов состоит в следующем. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности предприятия в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволяет выбрать более выгодный вариант. Исследование с помощью микробалансов основывается на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определить вариант с минимальным уровнем этих платежей.

    Исследование с помощью графоаналитических зависимостей основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на финансовые итоги работы предприятия. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности предприятия любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в котором этот параметр участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость финансового результата от этого параметра. На основе этой зависимости можно выбрать оптимальное соотношение.

    Матрично-балансовый метод применяют для полных и всесторонних исследований. Это достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Методы исследования матриц позволяют устанавливать наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен экономическими условиями, позволяющими определить неявные (опосредованные) связи.

    Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности. Применение данного метода ограничено тем, что в настоящее время в России нет широкой практики публикации балансов и финансовых отчетов предприятия.

    Метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС, акцизы) и налог на прибыль организаций. Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности либо выводятся с помощью определенных итераций к одному из этих двух видов налогов. Записывают уравнение, которое показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, а также позволят получить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество организаций, величиной амортизационных отчислений, величиной единого социального налога, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величины процентов, выплачиваемых за их использование). Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, можно оценить их влияние на величину двух основных (базовых) налогов, взимаемых с хозяйствующего субъекта.

    В период с 2015-​2016 годов ФНС не ввела в эксплуатацию около 50% объектов капитального строительства, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). Это является основанием для заключения дополнительных соглашений к госконтрактам на продление сроков строительства, отмечает Счетная палата. Также были выявлены нарушения в региональных управлениях ФНС.

    Несмотря на данные нарушения, в 2016 году в федеральный бюджет поступило 6,9 трлн руб. доходов, администрируемых ФНС. Это половина всех доходов федерального бюджета, пишет Счетная палата.

    В пресс-службе ФНС пояснили РБК, что рост задолженности по итогам 2016 года обусловлен ростом налоговой базы по имущественным налогам в связи с переходом на кадастровую стоимость вместо инвентаризационной. Новые правила были введены, чтобы значительно увеличить поступления от налога в бюджеты регионов. По данным ФНС, в 2016 году сумма налога на имущество физлиц от 28 пилотных регионов составила 27,9 млрд руб. В ведомстве сообщили, что срок уплаты по имущественным налогам был сдвинут на 1 декабря 2016 года, «в связи с чем процедуры взыскания образовавшейся задолженности перенесены на начало 2017 года».

    Еще одной причиной, по данным ФНС, является ликвидация теневых схем уклонений от уплаты налогов в алкогольной отрасли. С этой целью ведомством были проведены ряд налоговых проверок, в ходе которых крупнейшим производителям алкогольной отрасли были начислены налоги сверх уплаченных. Видимо, отсутствие их погашения и привело к росту задолженности всего ведомства, говорит эксперт Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Олег Филиппов. По его мнению, при поступлении налогов всегда есть побочный эффект в виде их задержек. «Любое действие равно противодействию. Чем больше ты давишь, тем больше будет расти задолженность», — говорит он.

    В Федеральной налоговой службе отметили, что в 2016 году в результате принудительных мер в бюджет Российской Федерации поступило 769 млрд руб., что на 14% больше уровня 2015 года. Взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов позволило ФНС увеличить суммы взысканной задолженности на 34%, до 82 млрд руб. «ФНС в первую очередь работает с юридическими лицами, а физиков как заставишь заплатить — последнюю квартиру отобрать? Если юрлицу ты можешь расчетный счет перекрыть, то с физлицами рычагов давления меньше, тут скорее социальная работа должна проводиться», — отмечает Филиппов.

    С 1 января 2017 года налоговым органам были переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 34 «Страховые взносы», устанавливающей функции по администрированию налоговыми органами этих платежей. Ранее эти функции выполнялись ПФР и ФСС.

    Согласно отчетности, размещенной на сайте ФНС, всего с января по май в федеральный бюджет было перечислено 3,1 трлн руб. доходов, администрируемых ФНС. Задолженность перед бюджетом на 1 июня составляла 1,1 трлн руб.


    Александр Карпов , руководитель проекта сайт, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

    Бюджет налогов в управлении компанией

    Бюджет налогов нужен для управления затратами на налоги. Из анализа данного бюджета должно быть видно, насколько эффективно в компании выполняются функции оптимизации налогов. В данном случае речь, конечно же, идет об абсолютно законных методах оптимизации.

    Кстати, про незаконные методы мне вообще ничего не известно, и все компании, с которыми мне приходилось работать, придерживаются такой же позиции. Налоги нужно платить.

    Ведь все мы знаем, что каждый рубль, поступающий в бюджеты различных уровней (и всевозможные внебюджетные фонды), расходуется исключительно целевым образом на благо нашей страны.

    Некоторые компании, разрабатывая систему ограничений , среди прочих, вводят и такое ограничение. Они устанавливают верхнее допустимое значение налогов как долю в выручке. Т.е. может быть, например, определено, что доля налогов в выручке не должна превышать определенного процента.

    В этом случае в компании должны быть разработаны соответствующие схемы, которые позволят законными методами уложиться в установленные ограничения.

    Эти проценты могут быть установлены для каждого месяца года с учетом получаемых показателей бюджетов и правил расчета налогов.

    Это ограничение может быть включено даже в один из стратегических показателей компании.

    Пример формата бюджета налогов приведен в таблице 1 . В данном примере бюджет налогов содержит четыре группы показателей:

  • начисление налогов;
  • оплата налогов;
  • задолженности по налогам;
  • доля налогов в выручке.

    Таблица 1. Пример формата бюджета налогов

    Код

    Статьи бюджета

    ед. изм

    Итого за год

    Январь

    Декабрь

    план

    факт

    отклонение

    всего

    ОФБ14.1

    Начисление налогов

    ОФБ14.1.1 Налог на прибыль
    ОФБ14.1.2 НДС
    ОФБ14.1.3 Налог на имущество
    ОФБ14.1.4 Налоги с ФОТ
    ОФБ14.2

    Оплата налогов

    ОФБ14.2.1 Налог на прибыль
    ОФБ14.2.2 НДС
    ОФБ14.2.3 Налог на имущество
    ОФБ14.2.4 Налоги с ФОТ
    ОФБ14.3

    Задолженности по налогам

    ОФБ14.3.1 по налогу на прибыль
    ОФБ14.3.1.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.1.2 отложенный налоговый актив
    ОФБ14.3.2 по НДС
    ОФБ14.3.2.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.2.2 дебиторская задолженность
    ОФБ14.3.3 по налогу на имущество
    ОФБ14.3.3.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.4 Налоги с ФОТ
    ОФБ14.3.4.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.5 Итого задолженности по налогам
    ОФБ14.3.5.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.5.2 дебиторская задолженность
    ОФБ14.4 Доля налогов в выручке

    Нужно отметить, что бюджет налогов и сборов – это один из самых популярных бюджетов в наших компаниях.

    Объясняется это, скорее всего, не какой-то особой любовью к бюджетированию , а в большей степени обратным чувством к действующей в стране системе налогообложения.

    Получается, что эта фрагментарная вспышка повышенного интереса к бюджетированию обусловливается внешними условиями и подкрепляется внутренним желанием во чтобы-то ни стало соптимизировать затраты на налоги.

    Вот если такое неудержимое стремление распространить и на другие функциональные области компании, то даже представить сложно, какой это могло бы иметь положительный эффект, и насколько бы во многих компаниях улучшилось бы финансово-экономическое состояние.

    Налоговый бюджет отличается от всех остальных функциональных бюджетов тем, что при его составлении компания не может делать предположений и гипотез относительно периодов начислений и оплаты налогов, т.к. порядок расчета налогов и их оплаты строго регламентирован государством.

    Поэтому в состав бюджета налогов абсолютно всех компаний обязательно должны входить все три группы показателей: начисление налогов, оплата налогов и задолженности по налогам (см. Табл. 1 ).

    При разработке моделей всех остальных бюджетов каждая компания может поступать так, как считает нужной.

    Регламент бюджета налогов

    Можно смело сказать, что в любой компании, даже в той, в которой, казалось бы, нет никакого бюджетирования, все равно есть одна, если можно так выразиться, забюджетированная область.

    Речь идет о налогах. Компания старается изо всех сил снизить затраты на налоги, при этом можно совершенно спокойно переплачивать гораздо большие суммы в других функциональных областях деятельности.

    Возможно, это связано с особой ярко выраженной "любовью" к государству, которая выражается простой формулой "любимому государству ни одной лишней копейки". А может быть причина лежит и в другой сфере. Как выразился "опытный" сотрудник одной компании, отметив, что увеличивать налоговые затраты нет никакого смысла, т.к. от налоговой все равно никакого отката за это не получишь.

    Может быть, более-менее четкий регламент бюджетирования объясняется и тем, что в данном процессе преимущественно принимают участие представители финансовой дирекции, которые чаще всего являются наиболее дисциплинированными сотрудниками компании.

    Пример минимизации затрат на таможенную очистку

    Бюджетирование заключается не только в том, чтобы подготовить какой-то документ. При этом необходимо выполнить бюджет. То есть необходимо четко понимать за счет чего можно будет выполнить те или иные бюджетные показатели компании.

    При этом не малую роль может играть вопрос, связанный с тем какое конкретно подразделение в компании будет выполнять эту функцию. В одной компании, например, когда занимались составлением бюджета налогов, то встал вопрос о таможенных платежах. Компания занималась экспортно-импортными операциями и ей приходилось заниматься вопросами, связанными с таможенной очисткой товара.

    Эту функцию мог выполнять транспортный отдел, основной задачей которого являлось обеспечение доставки груза от поставщика клиенту. Договора на поставку заключались менеджерами коммерческого отдела. Они в принципе тоже могли частично выполнять эти функции.

    При этом выяснилось, что когда эту функцию выполняли сотрудники отдела транспорта, то затраты на таможенные платежи были выше, чем когда эту функцию выполняли сотрудники коммерческого отдела.

    Когда стали разбираться, то выяснилось, что оказывается такой фактор как знание товара играет здесь важную роль. Дело в том, что когда происходит таможенная очистка и груз пересекает границу, то при этом товару присваивается определенный код, в соответствии с которым рассчитываются сумма таможенных платежей. Когда на таможню выезжал сотрудник отдела транспорта, то он в основном беспокоился о том, чтобы груз вовремя прошел растаможку и отправился дальше.

    Когда же на таможню приезжал сотрудник коммерческого отдела, то он был заинтересован не только в том, чтобы груз прошел растаможку и проследовал дальше, но и в том, чтобы затраты на этот процесс были меньше.

    Поскольку сотрудник коммерческого отдела, участвовал в заключение договоров с клиентом и поставщиком и хорошо знал товар, то он мог убедить таможенника в том какой именно код нужно присвоить товару. То есть товару присваивался тот код, который приводил к наименьшим в данной ситуации затратам на таможенные пошлины. Дело в том, что коммерческий отдел был замотивирован (см. Книгу 4 "Финансовая структура компании") на прибыль, из которой вычитались в том числе и таможенные расходы.

    Налоги можно уменьшать за счет правильного оформления договоров

    Еще одним фактором существенно влияющим на налоговые затраты является договорное оформление операций, реализуемых компанией. Одно и то же событие может быть по-разному отражено в договорах, что может приводить к различным затратам на налоги.

    Это еще раз говорит о том, что в рамках бюджетирования должны планироваться и мероприятия, которые планируют выполнить подразделения, а также документальное оформление данных мероприятий, то есть то какие договора будут сопровождать планируемые мероприятия. Иногда бывает выгоднее одну операцию оформить несколькими договорами, а иногда наоборот одним документом.

    В одной компании, например, допускались такие ошибки. Компания оказывала услуги по поставке оборудования. Иностранный импортер мог поставить оборудование российскому заказчику, а после этого осуществлять работы по монтажу и установке этого оборудования.

    При этом могли заключать отдельный договор на услуги по монтажу и установке оборудования. В таком случае возникла проблема с НДС, т.к. при таком оформлении операции возникал договор на услуги по монтажу.

    При самой поставке оборудования НДС не возникал, но поскольку монтаж оборудования не был прописан в этом договоре и приходилось заключить отдельный договор на услуги. В итоге получилось так, что у компании возникли дополнительные расходы и сделка получилась с большой отрицательной прибылью. То есть на таких простых ошибках компания теряла прибыль.

    Пример регламента бюджетирования налогов

    В данном примере регламент бюджетирования налогов структурирован по видам оснований, от которых зависят налоги. Таким образом, организационно-временной регламент бюджетирования налогов получается наиболее наглядным. При этом названия функций, в которых сгруппированы расчеты этих налогов, конечно же, условные и налоги, классифицированные таким образом, между собой могут быть никак не связаны.

    Регламент бюджетирования налогов на фазе планирования

    Пример регламентации бюджетирования налогов (на фазе планирования) приведен на рисунке 1 . В данном примере в рамках бюджетирования налогов выполняются следующие основные функции: планирование налогов, зависящих от продаж и закупок, планирование налогов, зависящих от персонала, планирование налогов, зависящих от активов, используемых компанией, планирование налога на рекламу, планирование налога на прибыль, формирование бюджета налогов, согласование и корректировка бюджета налогов, предварительное утверждение бюджета налогов.
    Планирование налогов, зависящих от продаж и закупок
    В рассматриваемом примере под этими налогами подразумеваются НДС. НДС зависит от бюджета продаж и от бюджетов закупок, то есть от всех закупаемых ресурсов и услуг. Поэтому НДС может быть рассчитан после того как будут предварительно утверждены бюджет продаж и все бюджеты закупок (сырья и материалов, для обеспечения нужд производства и т.д.)
    Планирование налогов, зависящих от персонала
    В рассматриваемом примере в эту группу входят налоговые отчисления с ФОТ. Отчисления зависят от затрат на заработную плату, поэтому могут быть рассчитаны после того как бюджет заработной платы будет предварительно утвержден. Проблемы здесь в основном будет связаны с задержкой расчета переменной части заработной платы, т.к. она зависит от показателей других бюджетов и может быть рассчитана гораздо позже, чем постоянная часть.
    Планирование налогов, зависящих от активов, используемых компанией
    Здесь планируются налог на имущество, транспортный налог и налог на землю. Все это является активами, которые использует компания в своей текущей деятельности. Для расчета данных налогов соответственно нужны данные о стоимости имущества, количестве и мощности автомобилей, принадлежащих компании, а также о площади земли, занимаемой под производственные помещения.
    Планирование налога на прибыль
    Налог на прибыль может быть спланирован, когда будут рассчитаны все расходы компании, поэтому необходимо иметь предварительно утвержденный бюджет продаж, а также все бюджеты затрат компании. В данном примере этот налог рассчитывается в последнюю очередь, т.к. большая часть остальных налогов также являются расходами компании, которые уменьшают налогооблагаемую базу для налога на прибыль.
    Формирование бюджета налогов
    Бухгалтер на основе данных о плановых налогах формирует бюджет налогов, в котором представлены все налоги компании. Коме того, в бюджете налогов могут быть и дополнительные показатели, характеризующие эффективность функции налогового управления. Это может быть, например, доля налогов в выручке. В некоторых компаниях данный показатель даже входит в состав стратегических показателей компании, для которого устанавливается соответствующее верхнее ограничение.

    Рис. 1 Пример регламента бюджетирования налогов (на фазе планирования)

    К бюджету налогов также прикладывается аналитическая информация, содержащая все необходимые пояснения.

    Согласование и корректировка бюджета налогов
    До этого момента все функции выполнялись бухгалтером, занимающимся налоговым планированием. В согласовании и корректировки бюджета налогов принимают участие все руководители финансовой дирекции: финансовый директор, начальник ПЭО, начальник финансового отдела и главный бухгалтер. Если в компании установлено ограничение, например, на долю налогов в выручке, то необходимо проконтролировать в первую очередь выполнении данного условия.

    В некоторых компания, для специалистов по налоговому планированию даже вводят соответствующую схему мотивации, в соответствии с которой премия зависит от разницы между верхним ограничением по налогам и фактическими затратами на налоги.

    Предварительное утверждение бюджета налогов
    Предварительное утверждение бюджета налогов происходит на уровне финансового и исполнительного директора компании.

    При утверждении бюджета налогов нужно исходить из того, что с одной стороны необходимо оптимизировать каждый налог в отдельности, но все-таки самое важное чтобы суммарные затраты на налоги были минимальными.

    Понятно, что при оптимизации налогов может получаться так, что при одном варианте будет увеличиваться один налог, но уменьшаться другой. Соответственно, всегда нужно оценивать решения по суммарным налоговым затратам.

    Хотя бывает и так, что при выборе вариантов приходится учитывать и такой фактор в какой бюджет платятся данные налоги. То есть компания может выбрать и более затратный вариант, но при котором затраты на налоги будут выше. Это, конечно же, важно в основном для крупных компаний, т.к. в таком случае для них это будет один из аргументов при решении определенных вопросов с местными властями.

    Регламент бюджетирования налогов на фазе учета, контроля и анализа

    Пример регламентации бюджетирования налогов (на фазе учета, контроля и анализа) приведен на рисунке 2 .

    В данном примере в рамках бюджетирования налогов выполняются следующие основные функции: сбор данных и формирование фактического бюджета налогов, анализ исполнения бюджета налогов, согласование и утверждение результатов анализа бюджета налогов.

    Сбор данных и формирование фактического бюджета налогов
    Сбор данных и формирование фактического бюджета налогов производится бухгалтером компании на основании оборотных ведомостей по затратам на налоги. Далее формируется фактический бюджет налогов, который помимо затрат может содержать и другие показатели, например, доля налогов в выручке, дебиторская/кредиторская задолженность и т.д.
    Анализ исполнения бюджета налогов
    В анализ исполнения бюджета налогов принимают участие все руководители финансовой дирекции компании. По результатам анализа формируются проекты основных решений, направленных на улучшение ситуации в будущем.
    Согласование и утверждение результатов анализа бюджета налогов
    Согласование и утверждение результатов анализа исполнения налогового бюджета происходит на уровне финансового и исполнительного директора компании. По результатам согласования готовится протокол, в котором содержатся основные решения, сформированные в результате анализа исполнения бюджета налогов.

    Эти решения могут касаться и корректировки налоговой политики компании. То есть речь идет не только об учетной политике, но и о принципах налогового планирования, на которые опирается компания в своей работе.

    Рис. 2. Пример регламента бюджетирования налогов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Модель бюджета налогов и сборов

    Основным отличием бюджета налогов от всех остальных бюджетов является то, что при построении модели бюджетирования налогов необходимо обязательно опираться на внешнюю (в данном случае налоговую) учетную политику.

    При составлении всех остальных бюджетов может использоваться внутренняя (управленческая) учетная политика , которая может отличаться от внешней. Понятно, что такое раздвоение, а точнее расстроение (бухгалтерская, налоговая, управленческая) учетных политик, может приводить к значительным усложнениям при составлении бюджетов компании и, в частности, бюджета налогов.

    Как правило, модель бюджета налогов является одной из наиболее формализованных, поскольку для расчета налогов используются четко зафиксированные методики, определенные государством. Поэтому основная задача при разработке модели бюджета налогов заключается в том, чтобы правильно настроить методику расчета налогов.

    Правда, нужно отметить, что решение данной задачи не является такой уж простой, поскольку некоторые налоги (в частности налог на прибыль), мягко говоря, считаются не очень просто. Наше государство, преследуя цель получить с бизнеса как можно больше и как можно быстрее, явно перемудрило с методологией расчета налога на прибыль (с НДС тоже не все так просто). Это приводит к тому, что настройки модели бюджета налогов получаются довольно-таки сложными, поскольку приходится проверять очень много различных условий (пример модели бюджета налогов (впрочем, как и всех остальных бюджетов) можно найти на CD-решении "Бюджетное управление предприятием". Скачать презентацию данного CD-решения можно в разделе "Скачать". Найти описание можно в разделе "CD-решения").

    Хотя на практике бывают случаи, когда для составления бюджета налогов используется куда более неформальная логика. В некоторых компаниях может использоваться довольно-таки оригинальная модель планирования налогового бюджета. Как сказал директор одной компании, приоритеты при распределении финансирования у них были такие: сначала зарплата, затем материалы, потом местный бюджет, а на федеральный – уже ничего не оставалось. На этом заводе образовалась большая кредиторская задолженность перед федеральным бюджетом, но при этом они особенно не беспокоились на этот счет.

    Все объяснялось тем, что собственность была размыта по трудовому коллективу, поэтому, если бы была инициирована процедура банкротства, это означало бы, что без работы останутся четыре тысячи человек.

    Менеджмент завода подумывал о том, чтобы консолидировать у себя контрольный пакет акций, но как только бы они это сделали, им сразу же напомнили бы о долге федеральному бюджету. Ведь когда хозяина нет, то и спросить не с кого, а как только он появляется, то сразу должен будет отвечать за все, в том числе и за "грешки" предыдущих руководителей предприятия, которые довели организацию до нынешнего состояния.

    Пример модели бюджета налогов

    В этом примере модели бюджета налогов (см. Табл. 2 ) используются только самые распространенные налоги, которые есть практически у всех компаний за исключением тех, которые "сидят" на упрощенке или вмененке. То есть речь идет о четырех самых часто встречающихся налогах: налоге на прибыль, налоге на добавленную стоимость (НДС), налоге на имущество и налогах с ФОТ.

    Таблица №2. Пример бюджета налогов

    Статьи бюджета

    год

    на начало

    период

    на конец

    Начисление налогов

    Налог на прибыль (тыс. руб.) 4 119 0 51 1 309 2 759
    ставка налога на прибыль 24%
    независимый расчет 11 795 0 0 0 0 0 51 340 807 1 360 2 091 3 026 4 119
    налогооблагаемая прибыль 17 163 -685 -126 -20 336 -310 1 017 1 205 1 946 2 302 3 047 3 893 4 556
    налогооблагаемый доход 186 678 10 506 11 628 12 365 15 717 14 688 15 052 15 243 15 431 15 948 17 726 19 811 22 562
    налогооблагаемый расходы 169 515 11 191 11 754 12 384 15 381 14 998 14 036 14 038 13 485 13 646 14 678 15 918 18 006
    НДС (тыс. руб.) 6 590 303 514 490 784 0 0 0 0 20 1 255 1 464 1 759
    893 147 186 192 367
    Налоги с ФОТ (тыс. руб.) 8 219 581 587 593 689 661 667 680 688 694 739 791 849
    Ставка налога с ФОТ 26,0%
    Итого начисленных налогов (тыс. руб.) 19 821 884 1 101 1 231 1 473 661 904 680 688 2 215 1 994 2 255 5 734
    Доля налогов в выручке 10% 7% 8% 9% 10% 5% 7% 5% 6% 12% 10% 10% 22%

    Оплата налогов

    Налог на прибыль (тыс. руб.) 1 359 250 50 50 0 0 0 17 17 17 1 595 436 436
    Ежеквартальные авансовые платежи 200 0 0 1 159
    Ежемесячные авансовые платежи 50 50 50 50 0 0 0 17 17 17 436 436 436
    Сумма ежемесячных авансов 50 100 150 0 0 0 17 34 51 436 873 1 309
    НДС (тыс. руб.) 5 531 700 303 514 490 784 0 0 0 0 20 1 255 1 464
    Налог на имущество (тыс. руб.) 676 150 147 186 192
    Налоги с ФОТ (тыс. руб.) 7 920 550 581 587 593 689 661 667 680 688 694 739 791
    Итого налогов к оплате (тыс. руб.) 15 485 1 600 884 1 101 1 231 1 473 661 853 680 688 2 065 1 994 2 255

    Задолженности по налогам

    по налогу на прибыль (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 200,00 0 0 1 210 2 759
    отложенный налоговый актив 0 0 0 150 150 99 99 99 0 0 0 0
    по НДС (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 700,00 1 759 303 514 490 784 0 0 0 0 20 1 255 1 464 1 759
    0 0 0 0 0 3 935 2 985 2 020 974 0 0 0 0
    по налогу на имущество (тыс. руб.)
    Налоги с ФОТ (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 550,00 849 581 587 593 689 661 667 680 688 694 739 791 849
    Итого задолженности по налогам (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 1 600 5 734 884 1 101 1 231 1 473 661 853 680 688 2 117 1 994 2 255 5 734
    прочая дебиторская задолженность 0 0 0 0 150 4 085 3 135 2 119 1 073 99 0 0 0

    Налоги с ФОТ рассчитываются на основе данных бюджета оплаты труда, в котором консолидируется суммарный ФОТ компании, а также представлены данные о заработной плате каждого подразделения. В представленной модели используется следующее допущение. Считается, что компания не пользуется никакими льготами, которые могут предоставляться определенным категориям граждан или при определенных суммах заработной платы. Если бы такого предположения не было сделано, то нужно было бы вести детальный расчет по каждому сотруднику компании, по которому можно воспользоваться той или иной льготой.

    Кстати, некоторые специалисты по налоговому планированию полагают, что использование всевозможных льгот, на самом деле, выходит боком для компании. Во-первых, резко усложняется методика расчета, а во-вторых, использование любой льготы нужно будет доказывать при налоговых проверках. Кроме того, в нашей стране очень часто отменяются старые льготы, но появляются новые, что приводит к необходимости проведения дополнительных расчетов, что опять-таки сказывается на потере времени бухгалтеров.

    Налог на имущество планируется на основе информации, поступающей из бюджета основных средств. Здесь только нужно учитывать, что внутренняя (управленческая) учетная политика может отличаться от внешней в отношении того, что признавать основным средством, а что – нет (см. книгу "Постановка и автоматизация управленческого учета").

    Естественно, что при расчете налога на имущество нужно будет пользоваться внешней учетной политикой, то есть брать данные об основных средствах не из управленческого учета, а из бухгалтерского, а точнее налогового.

    НДС рассчитывается на основе плановых данных о поступлениях и признаваемой выручке от реализации, а также информации о плановых затратах и их оплате. Соответственно, данная информация собирается из соответствующих функциональных бюджетов и графиков оплаты. При этом учитывается информация о начальной кредиторской (компания должна бюджету) или дебиторской (бюджет должен компании) задолженности по НДС.

    Налог на прибыль рассчитывается на основе данных о плановых доходах и расходах компании. Здесь важно точно определить именно те расходы, которые могут быть, согласно налоговой учетной политике, признаны расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Может оказаться так, что прибыль в бухгалтерском учете будет больше или меньше, чем в налоговом учете.

    Данные для планирования налога на прибыль, конечно же, нужно брать из расчетов, составленных в соответствии с налоговой учетной политикой. Здесь также, как и в случае с НДС, необходимо учитывать входящий остаток в балансе. Либо в пассивах будет зафиксирована кредиторская задолженность, либо в активах будут отражаться данные об отложенных налоговых активах, если в предыдущем отчетном периоде был получен убыток, либо в активах могут отражаться авансовые платежи по налогу на прибыль.

    Как видно из примера бюджета (см. Табл. 2 ), он состоит из трех разделов: начисление налогов, оплата налогов и задолженности по налогам. Соответственно, информация из первого раздела поступает в БДР (все кроме начисленного НДС), из второго – в БДДС, а из третьего – в ББЛ.

    В данном примере бюджета налогов есть такой показатель, как доля налогов в выручке. Этот показатель может носить чисто справочный характер, то есть давать информацию о том, какая получается у компании налоговая нагрузка. А может быть и так, что данный показатель будет иметь целевой характер, и, возможно, даже будет использоваться в схеме мотивации финансовой дирекции, в частности, бухгалтерии (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании").

    Речь идет о том, что для бухгалтерии или другого подразделения, занимающегося налоговым планированием, может ставиться задача минимизации налоговой нагрузки за счет использования законных методов оптимизации. Правда, перед тем как вводить такую систему, нужно оценить и затраты на поддержание выполнения таких функций. Речь идет о том, что, как правило, любая оптимизация сопровождается увеличением объемов работ, связанных с дополнительным оформлением документов, сбором необходимых справок и т.д.

    Понятно, что один из инструментов оптимизации – это применение различных льгот. Но здесь есть и определенные риски. При отмене некоторых льгот, может возникнуть необходимость в переделывании некоторых внешних отчетов, а это, в свою очередь, может потребовать проведения дополнительных расчетов или даже корректировки уже введенной фактической информации. То есть это может обернуться дополнительными временными и денежными затратами.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу
  • Реализация стратегии и тактики любой компании осуществляется на основе бюджетирования. Крупные компании должны разрабатывать и обеспечивать взаимоувязку всех элементов сложных систем бюджетов, включая налоговый бюджет, что обусловлено масштабом и сложностью структуры их потоков денежных средств. Крупные компании, имеющие разветвленную многоуровневую, вертикально и горизонтально интегрированную структуру, должны создавать специализированную службу (управление, департамент) финансового планирования и бюджетирования, обязанности и задачи которой утверждаются в соответствующем внутреннем документе главным руководителем компании. Рассмотрим место налогового бюджета в системе бюджетов крупных компаний.

    Процессы подготовки и осуществления налогового бюджетирования в таких компаниях, включая их филиалы и обособленные горизонтально и вертикально интегрированные структуры (структурные подразделения), координации и контроля исполнения налоговых бюджетов - сложная и многофункциональная деятельность, которую должно осуществлять специальная служба (управление, департамент, отдел) налогового планирования и бюджетирования. Обобщая практику крупных компаний, в том числе российских, можно выделить комплекс необходимых последовательных действий и процедур по обеспечению бюджетного процесса названными службами, связанных с реализацией стратегии финансового и налогового управления компании, таких как:

    • 1) координация деятельности филиалов и других структурных подразделений компании по формированию их налоговых бюджетов и отчетов об их исполнении;
    • 2) разработка методологической и инструментарной базы планирования и анализа исполнения налоговых бюджетов, включая регламенты их составления;
    • 3) формирование сводного налогового бюджета компании; включение его в мастер-бюджет с учетом стратегических параметров приращения подлинной стоимости и сбалансированной системы финансовых показателей (BSFI) компании;
    • 4) формирование системы консолидированного налогового бюджета компании;
    • 5) разработка и распределение бюджетных заданий по центрам финансовой (налоговой) ответственности (центрам стоимости, налоговой прибыли, налоговых доходов и расходов), включая структурные подразделения компании, на основе целевых параметров стратегии приращения подлинной стоимости и сбалансированной системы финансовых показателей (BSFI);
    • 6) участие в формировании мотивационных бюджетов компании и ее структурных подразделений в виде бюджетов развития и материального стимулирования, осуществление контроля над их исполнением в части управления налоговыми потоками;
    • 7) рассмотрение, корректировка и согласование проектов налоговых бюджетов структурных подразделений компании;
    • 8) осуществление комплексного экономического анализа основных показателей сводного налогового бюджета в составе мастер- бюджета компании и мониторинг его исполнения;
    • 9) разработка форм и организация составления управленческой налоговой отчетности по исполнению сводных налоговых бюджетов компании и ее структурных подразделений;
    • 10) анализ предложений структурных подразделений компании по оптимизации управленческих налоговых расходов и подготовка на этой основе соответствующих решений;
    • 11) участие в формировании в сводных бюджетах затрат и инвестиций управленческих налоговых расходов текущего и капитального характера в соответствии с планами научно-технического развития;
    • 12) участие в разработке единой системы нормирования, организации и оплаты труда в соответствии с установленным в компании уровнем затрат на оплату труда и мотивацию; контроль соблюдения принятой в налоговом бюджете расчетной численности соответствующих работников и контроль соответствия уровня оплаты их труда утвержденным показателям бюджетов;
    • 13) проведение проверок структурных подразделений компании по соблюдению ими методологии и методики налогового бюджетирования, регламента формирования и исполнения их налоговых бюджетов;
    • 14) прочие действия и процедуры в области налогового бюджетирования.

    Налоговое бюджетирование позволяет увязать воедино стратегию и тактику, стратегическое и оперативное управление финансами и налоговыми потоками компании в целом, а также в разрезе ее обособленных и необособленных структурных подразделений, центров финансовой ответственности (центров стоимости, а через них - центров налоговой прибыли, налоговых доходов и расходов). Это может быть обеспечено путем, во-первых, построения многоуровневой системы налоговых бюджетов, включающей в себя не просто совокупность традиционных видов взаимосвязанных налоговых бюджетов одного уровня, но и сложноподчиненную совокупность налоговых бюджетов первого, второго и третьего уровней, из которых образуется система сводных налоговых бюджетов структурных подразделений, сводного налогового бюджета в составе мастер-бюджета и консолидированного налогового бюджета компании; во-вторых, путем разработки и распределения с последующим контролем исполнения бюджетных заданий по всем структурным подразделениям и уровням финансовой (налоговой) ответственности, конкретизирующих стратегические целевые параметры управления стоимостью компании по вертикали, горизонтали и на оперативном уровне (см. рис. 27) .

    Таким образом, из рис. 27 видно, что налоговое бюджетирование не только является составной частью общей системы бюджетирования компании и управления ее финансовыми потоками, но и занимает достойное место в многоуровневой системе бюджетов крупнейших компаний в составе бюджетов и сводных бюджетов самой компании и ее структурных подразделений (уровень I), мастер-бюджета компании как организации (уровень II) и консолидированных бюджетов компании как холдинга (уровень III).

    Процесс и результаты минимизации налоговых (фискальных) платежей и оптимизации налоговых потоков компании должны найти отражение в показателях системы ее бюджетов, структуре и показателях плановых и отчетных налоговых бюджетов компании. Наиболее сложным является налоговое бюджетирование на основе оптимизации налоговых потоков. Поэтому мы акцентируем внимание именно на этой проблеме.

    Существуют разные подходы к корпоративному налоговому бюджетированию и построению налогового бюджета компании. Один из таких подходов предполагает выход на сальдирующий налоговый результат балансирования налоговых расходов и налоговых доходов компании - налоговую прибыль (+) или убыток (-) .

    Рис. 2 7.

    Именно этот подход можно принять в целом для построения налогового бюджета. Однако по структуре и содержанию некоторых показателей такой налоговый бюджет требует существенного уточнения, дополнения и конкретизации с учетом нового понимания, классификации и расчета совокупных налоговых расходов и налоговых доходов, содержания и методик определения налоговой прибыли и экономической налоговой прибыли, сущности и цели оптимизации налоговых потоков. Это нашло отражение в авторской модели налогового бюджетирования и построения оптимизационного налогового бюджета компании, представленной на рис. 28.

    В случаях получения налогового убытка и (или) отрицательной экономической налоговой прибыли компания должна выявить и проанализировать причины и принять соответствующие меры по их устранению и дальнейшей оптимизации потоков налоговых доходов и управленческих налоговых расходов. Если и после использования всех возможных резервов повышения эффективности налогового менеджмента путем оптимизации налоговых расходов налоговая прибыль и (или) экономическая налоговая прибыль принимают отрицательные значения, менеджмент компании вправе принять решение о нецелесообразности дальнейшего управления налогами в форме их оптимизации как неэффективной, существенном сокращении управленческих налоговых расходов и переориентации налогового менеджмента на менее трудоемкую и более простую систему управления в форме минимизации налоговых платежей.

    Налоговый менеджмент не может функционировать без соответствующего информационно - сервисного обеспечения - второго, не менее значимого блока общей системы налогового контроллинга. Его целями являются накопление, отражение, обработка, первичный анализ и предоставление достоверной информации совету директоров и финансовому (налоговому) менеджменту компании для принятия стратегических и оперативных налоговых решений в процессе разработки налоговой стратегии, налогового планирования (прогнозирования) и бюджетирования, исполнения и координации, мотивации, анализа и контроля исполнения налоговых планов (прогнозов) и бюджетов. Блоку (подсистеме) налогового информационно-сервисного обеспечения посвящена гл. 5 работы.