Оао "ростсельмаш". История компании ростсельмаш А «Ростсельмаш» готовился

Введение

1 Структура и направление деятельности ООО «Ростсельмаш»

1.1 История предприятия

2 Анализ СМК по ИСО 9001:2001 действующей на предприятии

3 Анализ качества выпускаемой продукции на примере вала

4 Оценка стабильности и управляемости производства

5 Анализ документации по функционированию и устройству средств контроля параметров вала

5.1 Стандарты предприятия

5.2 ГОСТы на средства измерения и проведение их поверки

6 Оценка состояния системы технического контроля

6.1 Общие положения измерения и мониторинга продукции

6.2 Порядок сдачи и приемки продукции ДТК

6.3 Порядок проведения испытаний продукции

6.4 Порядок проведения периодических испытаний

6.5 Проведение испытаний на ГосМИС

6.6 Порядок проведения окончательной приемки продукции

6.7 Порядок проведения результатов КТД

6.8 Сбор и передача данных о качестве продукции

6.9 Дополнительный контроль качества продукции

Заключение

Список использованных источников

Введение

ростсельмаш структура деятельность производство

В современном мире, для достижения прибыли, предприятия стремятся производить товар высокого качества: товар должен быть лучше, чем у конкурентов, максимально удовлетворять требования потребителей.

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Развитие рыночной экономики в России определило новые приоритеты развития национального производства: повышение конкурентоспособности национального товара; осуществление перехода от добывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание национальной системы обеспечения безопасности и высокого качества потребляемой продукции.

Одной из приоритетных задач стоящей перед ООО «КЗ «Ростсельмаш» является обеспечение потребителя качественной и долговечной продукцией.

Как показывает практика, ООО «КЗ «Ростсельмаш» как производитель и продавец обеспечивает условия, при которых конечный потребитель покупает и получает в пользование комбайны и адаптеры в полнособранном состоянии и полностью готовым к эксплуатации.

1. Структура и направление деятельности ООО «КЗ «Ростсельмаш»

      История предприятия

В январе 1926г. началась геодезическая съемка местности под стройплощадку, а 22 марта 1926 года Ростово-Нахичеванский горсовет принял постановление о выделении земельного участка для постройки завода и жилых домов. А в апреле того же года на территории будущего завода было построено первое здание – прорабская, начался набор рабочих, стартовали земляные работы на строительстве крупнейшего в СССР завода сельскохозяйственного машиностроения.

3 июня 1927г. принято Постановление Совета труда и обороны СССР о строительстве завода сельхозмашиностроения в Ростове-на-Дону. В августе были заложены фундаменты первых цехов, началось строительство поселка Сельмашстроя. Начальником Сельмашстроя, а затем и первым директором завода, с мая 1928 по октябрь 1936гг., был Николай Павлович Глебов-Авилов (репрессирован, реабилитирован посмертно).

21 июля 1929 года завод приступил к выпуску своей первой продукции: крестьянских ходов, поперечных грабель, тракторных плугов и сеялок. Именно эту дату в истории предприятия принято считать днем его рождения.

Несмотря на сарказм иностранной прессы и зарубежных специалистов, Ростсельмаш через два года после закладки фундамента не только начал работать, но и открыл собственный учебный комбинат, а проектное бюро уже вело разработку отечественных комбайнов. Именно ростсельмашевцами 30 июня 1930г. был выпущен первый отечественный комбайн - «Колхоз», прошедший испытания на полях зерносовхоза «Гигант» Сальского района. И уже 26 мая 1932г. на поля был отправлен первый эшелон с комбайнами Ростсельмаш. А всего с момента основания (1929г.) Ростсельмаш поставил своим клиентам в 48 странах мира более 2,6 млн. единиц техники.

За минувшие десятилетия инженерами-конструкторами Ростсельмаш разработаны многие образцы уборочной техники. Комбайны серий С, Сталинец, Нива, Дон, а в последние годы – VECTOR, ACROS, TORUM были неоднократно удостоены советских, российских и международных премий за качество, надежность, производительность. В 1965 году впервые в мире на Ростсельмаш были сконструированы и выпущены в производство тростниковоуборочные комбайны КСТ-1, долгое время поставлявшиеся на Кубу.

Благодаря усилиям Ростсельмаш к середине 80-х гг. было резко сокращено отставание отечественного сельхозпроизводства от ведущих стран – мировых зернопроизводителей по оснащенности комбайнами: их парк составил в СССР 800 тысяч штук – 20% мирового парка.

За достижения в области экономики, за вклад в развитие промышленности и сельского хозяйства Ростсельмаш был награжден орденами «Ленина», «Октябрьской Революции», «Трудового Красного Знамени», наградами других государств.

Сегодня компания Ростсельмаш входит в пятерку крупнейших мировых производителей комбайнов и сельскохозяйственной техники. Продукция Ростсельмаш занимает 17% мирового и 65% - рынка сельхозтехники России и СНГ. Продуктовую линейку компании составляют четыре модели зерноуборочных комбайнов: TORUM, ACROS, VECTOR, NIVA , кормоуборочный комбайн DON 680М, энергосредства ES 1, тракторы VERSATILE, а также прицепная, навесная кормоуборочная техника, техника для хранения и переработки зерна. Реализация техники Ростсельмаш, ее предпродажная подготовка и сервисное обслуживание осуществляется через крупнейшую в Европе и Азии дилерскую сеть компании, располагающей 200 филиалами сервисных центров. За последние пять лет комбайны Ростсельмаш были поставлены в 23 страны мира.

Накопленный опыт и применение передовых технологий на всех этапах жизненного цикла продукции позволяет компании создавать машины, ставшие эталоном надежности, производительности и экономической эффективности. Современная зерноуборочная техника Ростсельмаш полностью соответствует европейским стандартам безопасности, что подтверждено протоколами испытаний, проведенных в 2007г. чешским государственным испытательным центром SZZPLS. Качество и надежность техники Ростсельмаш гарантировано действующей в компании системой менеджмента качества, международным стандартам ИСО 9001:2008. Компании выданы сертификаты Международной организации по сертификации (IQNET), Европейской организации по сертификации «SAI GLOBAL», Российского Госстандарта (ИСО 9001:2008) и Российского Регистра.

Ростсельмаш уделяет огромное внимание расширению и обновлению продуктового портфеля компании. За пять последних лет Ростсельмаш поставил на конвейер три модели комбайнов (VECTOR, ACROS, TORUM) и энергосредство. Сегодня предприятие продолжает работы по созданию новых моделей уборочных машин и адаптеров.

Осенью 2007г. для Ростсельмаш начался новый исторический период в развитии. 31 октября Ростсельмаш завершил покупку контрольного пакета акций канадского производителя сельхозтехники Buhler Industries Inc. Выбор в пользу Buhler Industries основан на производственном потенциале канадского тракторостроительного предприятия, позволяющего выпускать технику мощностью от 196 до 535 л.с. Таким образом, Компания Ростсельмаш из крупнейшего комбайностроительного предприятия превратилась в трансконтинентальный машиностроительный холдинг.

      Организационная структура ООО «КЗ «Ростсельмаш»

Внастоящее время в 000 "КЗ "Ростсельмаш" разработана, задокументирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система внутрифирменного менеджмента, соответствующая МС ИСО 9001. ВМ предназначен для реализации политики в области качества, бизнес-целей, достижения и обеспечения уверенности в удовлетворении требований потребителей с учётом законодательных и нормативных требований.

ВМ построен так, чтобы постоянно улучшать результативность компании в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (МС ИСО 9001:2000).

В период с марта по сентябрь 2004 года в компании была разработана, утверждена и внедрена нормативная документация внутрифирменного менеджмента в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000, ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Документальное описание ключевых процессов деятельности обеспечивает их прослеживаемость, четкое понимание, управление и постоянное улучшение.

Уникальность НД ВМ заключается в том, что она представлена в виде шести системообразующих процессов: гиперпроцесса (ГВМ) и пяти макропроцессов (МП).

Рисунок 1 – Схема процессов

Перед началом комплексной проверки внутрифирменного менеджмента экспертами Ассоциации по сертификации на соответствие разработанной системы требованиям международных стандартов, компания провела аудит по каждому разработанному процессу и аттестацию руководителей структурных подразделений. Экзамен по внутрифирменному менеджменту выдержали более 500 руководителей всех уровней управления предприятием: от мастеров производственных участков до начальников производств. В ходе аттестации персонал Общества продемонстрировал достаточную осведомлённость относительно требований процессов внутрифирменного менеджмента.

Внутрифирменный менеджмент стал реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод. За счет документированное™, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивается прозрачность, лучшая управляемость и непрерывное совершенствование деятельности предприятия.

С 22 по 26 октября 2004 г. на нашем предприятии состоялся сертификационный аудит на соответствие внутрифирменного менеджмента требованиям МС ИСО 9001:2000 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Во время аудита эксперты Ассоциации по сертификации отметили высокий уровень подготовки, профессионализм и компетентность, как у руководителей, так и работников Общества.

По результатам сертификации ООО "КЗ "Ростсельмаш" получил четыре сертификата соответствия ВМ требованиям МС ИСО 9001:2000 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 на русском и английском языках: "IQ Net " (на английском языке), "SAI GLOBAL " (на английском и русском языках), "Русский Регистр" (на английском и русском языках), ГОСТ Р (на русском языке).

Создание в организации Внутрифирменного менеджмента позволило не только сертифицировать ее на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000, но и обеспечило значительное повышение конкурентоспособности и экономической эффективности организации.

Сертификация ВМ ООО "КЗ "Ростсельмаш" имеет колоссальное значение не только для самой компании, но и для России, поскольку является подтверждением выхода качества продукции отечественного сельхозмашиностроения на международный уровень.

Работа компании по совершенствованию внутрифирменного менеджмента ведется постоянно. Одним из самых значительных этапов совершенствования ВМ является создание, внедрение и усовершенствование системы трех "Не" - системы, направленной на выявление причин несоответствий, снижение издержек на их устранение, повышение ответственности исполнителей за выполненную работу. Функционирование системы основано на добровольном предъявлении брака.Ростсельмаш» , ООО «Белшина», ООО « ... ЕвразХолдинг», ООО «Гомсельмаш», ЗАО «Ростсельмаш» , ООО «Белшина», ООО « ...

  • Технико-экономическая характеристика предприятия (1)

    Реферат >> Маркетинг

    Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия , составленные на основе бухгалтерских... составим таблицу 5. Таблица 5 – Структура себестоимости товарной продукции РУП «ГЗЛиН» ... г.Санкт-Петербург, - ООО КЗ «Ростсельмаш» г.Ростов-на- Дону, - ...

  • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности на уровне Федерации и региона на примере Ростовской области

    Дипломная работа >> Экономика

    ... Структура фирмы, включающей организационную и производственную структуры . Подразделения организационной структуры ... Ростсельмаш» , ОАО «НЭВЗ») Особо следует рассмотреть деятельность ... Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия . – М.: Приор...

  • Значение технического обеспечения в развитии сельскохозяйственного предприятия

    Реферат >> Государство и право

    Особенностей и производственной специализации струк­тура грузов в хозяйствах может... в 1995 г. получили АО «Ростсельмаш» и АО «Крас­ноярский ЗК» - ... , В.Н, «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» Москва «КолосС» 2005. – 440 с. ...

  • В начале июня руководство завода «Ростсельмаш» (РСМ) заявило о вынужденной приостановке производства. Основной причиной стала проблема сбыта сельхозтехники. Общая численность нереализованной продукции составила 1,8 тысячи единиц. Такого развития событий «Ростсельмаш» явно не ожидал. Предприятие, объявив о перспективах масштабных сокращений, бросилось за поддержкой власти - в областное и федеральное правительства. Это уже знакомый сценарий, за реализацией которого может скрыться главный сюжет. Вступление в ВТО, которого так долго боялся РСМ, действительно произошло - и работать теперь нужно будет иначе. Даже если правительство поможет.

    В дальнейшем сценарии судьбы РСМ сегодня просматриваются два момента. Во-первых, развиваться надо за счёт внешних рынков. Что для этого нужно сделать - отдельный разговор. Второй момент: доля предприятия на отечественном рынке, скорее всего, сократится - здесь надо бороться лишь за то, чтобы не слишком сильно. Именно для этого нужны идущие сейчас переговоры с правительством РФ.

    Подбитый комбайностроитель

    Прошлый год для РСМ был очень неплохим - в отличие от позапрошлого. В 2010 году выручка главной структуры группы - ООО «КЗ “Ростсельмаш”» - упала на треть, до 10 млрд рублей. Но на следующий год сам рынок сельхозтехники в России вырос с 3856 до 5426 единиц - и доля донских комбайностроителей составила по разным сегоментам от 50 до 60%. По данным правительства Ростовской области, в ООО «Комбайновый завод “Ростсельмаш”» в 2011 году по сравнению с 2010 годом производство зерноуборочных комбайнов выросло в 1,5 раза, тракторов для сельского и лесного хозяйства - в 1,7 раза. Оборот компании в 2010–2011 сельскохозяйственном году увеличился в 1,9 раза.

    В годовом отчёте компании за 2011 год сообщается: «рынок зерноуборочных комбайнов России в 2011–2012 сельскохозяйственном году составит 4000–4500 комбайнов, что на 26–27% ниже уровня предыдущего года». Там же написано, что в нынешнем году завод запланировал произвести порядка 2,5 тысячи комбайнов и занять, таким образом, около 60% отечественного рынка. Нужно сказать, что это вдвое меньше докризисного уровня - в 2007 году было собрано и продано более 5,1 тысячи машин. Но в этом году РСМ собирался прибавить ещё 30%. Но продажи внезапно ушли в пике.

    «В мае текущего года мы продали в 20 раз меньше комбайнов, чем в мае прошлого года, - говорит Константин Бабкин , управляющий партнёр промышленного холдинга “Новое содружество”, которому принадлежит “Ростсельмаш”. - Такого падения мне не удалось предсказать. Сейчас производство запущено, но фундаментально ситуация не выправилась. Спрос на сельхозтехнику снижен, инвестиции в сельское хозяйство идут слабо. К тому же в этом году ожидается низкая урожайность, так что перспективы не очень радужные».

    Ранее на обсуждении в Госдуме ратификации протокола о присоединении РФ к ВТО Константин Бабкин заявил, что если власти не примут меры по поддержке отечественного сельхозмашиностроения, то один только «Ростсельмаш» будет вынужден уволить около 2 тысяч человек. Сокращения на предприятии уже идут - по официальной информации, они незначительны, по неофициальной - уже существенны. Представители завода многозначительно подчёркивают, что увольнение персонала негативным образом скажется на всей системе производства. «По сути, если дело дойдёт до сокращения, то мы потеряем высококвалифицированный персонал, который будет востребован на рынке, - поясняет директор департамента маркетинга РСМЗаур Дышеков . - Если мы потеряем свои кадры, то точно уже их не вернём, даже если ситуация стабилизируется».

    Первый эффект ВТО

    Представители РСМ настойчиво подчёркивают, что завод испытывает трудности со сбытом не потому, что его продукцию в какой-то момент перестали покупать - проблема носит общеотраслевой характер. Ситуацию подтверждает эксперт компании «БКС “Экспресс”» Богдан Зыков : «В первом квартале 2012 года ситуация начала меняться не в лучшую сторону. Хотя производство росло - в частности, произведено на 9 процентов больше тракторов, чем за первый квартал 2011 года, - отгрузка продукции снизилась за квартал на 4,5 процента. С зерноуборочными комбайнами ещё более трудная ситуация: этих машин в России произвели в 1,5 раза больше, однако отгрузка снизилась сразу на 36 процентов. Неожиданным и неприятным симптомом для производителей стало то, что спрос упал даже на те машины, которые в этот же период в предыдущие годы продавались хорошо».

    Одной из основных причин изменения спроса на рынке сельхозмашиностроения, безусловно, стало присоединение России к ВТО, а точнее - ожидания аграриев, что пошлины на подержанную иностранную сельхозтехнику снизятся с 15 до 5%. Богдан Зыков добавляет, что обязательства РФ перед ВТО предусматривают снижение уровня государственной поддержки сельского хозяйства с 9,9 млрд долларов до 4,4 млрд к 2018 году и ограничивают поддержку экспорта. «Этот период будет наиболее трудным для заводов сельхозтехники», - отмечает г-н Зыков.

    При этом нужно отметить особо - трудным именно для отечественных заводов. Тенденция сокращения доли отечественного машиностроения уже обозначилась. «Первый квартал 2012 года показал себя очень успешно и даёт надежду, что этот год закончится новым рекордом за время ведения бизнеса в России, - говорит генеральный директор кубанского ООО “КЛААС” Ральф Бендиш . - Российское машиностроение не смогло воспользоваться временным преимуществом, чтобы поднять технологический уровень и надёжность техники, выстроить соответствующую ценовую политику и защищать свои позиции на внутреннем рынке. Сельхозтоваропроизводители требуют от машиностроения самую высокотехнологичную технику, которая по всем показателям соответствует международным стандартам. Такую технику они находят в первую очередь у тех западных компаний, которые имеют своё производство в России».

    Диалог с государством

    Будучи крупнейшим игроком отечественного сельхозмашиностроения, «Ростсельмаш» всегда выступал активной стороной в диалоге с властью - как региональной, так и федеральной. Деятельность Константина Бабкина по отстаиванию интересов отечественного машиностроения фактически превратилась в политическую. Главная мысль, которую пытается донести г-н Бабкин до правительства, - о неравенстве положений, в которых находятся зарубежные и отечественные игроки рынка сельхозмашиностроения. Неравенство это возникает потому, что зарубежные компании в борьбе за клиента часто опираются на плечо, подставленное их государствами.

    Первого значимого результата получилось добиться три с половиной года назад - на волне кризиса. В декабре 2008 года, сократив 1,3 тысячи рабочих, «Новое содружество» подняло вопрос о необходимости государственной поддержки для отрасли в целом и для ростовского завода в частности. Тогда ростовскую площадку посетил премьер Владимир Путин , и уже в январе 2009 года была введена 9-месячная ввозная пошлина на отдельные виды комбайнов в размере 15% от таможенной стоимости, но не менее 120 евро за 1 кВт установленной мощности двигателя, что позволило «Ростсельмашу» существенно увеличить продажи. Однако временный, а не системный характер поддержки показывал, что правительство больше волнует не экономика предприятия, а его социальная функция.

    Сейчас ситуация во многом схожая. Завод привлёк к себе внимание только тогда, когда объявил о перспективе массовых увольнений. Объективно, для страны с относительно низким средним уровнем безработицы в 5% это не очень пугающая новость. А вот для региона, где месяц назад было объявлено о сокращении порядка 2,5 тысячи человек на Таганрогском автомобильном заводе, новость эта куда более неприятна.

    В середине мая Константин Бабкин как президент ассоциации «Росагромаш» обратился с письмом к и. о. первого вице-премьера Виктору Зубкову , в котором изложил сложности в отрасли и попросил вмешаться в ситуацию. В частности, г-н Бабкин предложил 12 мер, которые, по его мнению, смогли бы исправить положение в отечественном сельхозмашиностроении. Так, необходимы финансовая поддержка в виде дополнительного финансирования, субсидирования и льготного лизинга в страны СНГ в общей сумме на 15 млрд рублей и сохранение ставок таможенных пошлин на комбайны на уровне 15%.

    Вскоре после этого на РСМ на месяц была остановлена сборка комбайнов, а через несколько дней после повторного запуска производства на заводе с визитом приехал вице-премьер Аркадий Дворкович , пообещавший, что в новой госпрограмме поддержки и развития сельского хозяйства, которая должна быть принята до 15 июля, будет предусмотрена поддержка спроса на отечественную сельхозтехнику. «Я думаю, что мы найдём механизм поддержки и сельского хозяйства, и сельскохозяйственного машиностроения, который позволит нам увеличивать производство техники, а не уменьшать его, как это происходит сейчас, - заявил г-н Дворкович в Ростове-на-Дону. - Средства для этого в бюджете есть. Главное сегодня - определиться быстро, буквально в течение одного-двух месяцев, с механизмом поддержки. И правительство примет соответствующее постановление».

    О том, что надо помогать «Ростсельмашу», заявил и губернатор Ростовской области Василий Голубев , пообещав, что эта отрасль без внимания регионального правительства не останется. Однако сам Константин Бабкин после этой встречи написал в своём блоге в «Живом Журнале» по поводу намеченных мер поддержки: «Есть ощущение, что эти меры вступят в силу нескоро, либо будут извращены, либо не будут выполнены вообще». Эти сомнения, в общем, небезосновательны.

    «Наше правительство и правящая элита не для того бились за ВТО, чтобы теперь, вопреки интересам мирового капитала, пойти на поводу у капитала российского, - говорит доцент кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ Владимир Горлов . - Российский бизнес сам виноват, что не сумел за 20 лет приспособиться к мировым правилам. 15 миллиардов рублей, необходимых для сельхозмашиностроения, в масштабах страны - мизерные средства. Но время для поддержки сейчас более чем плохое. Надо собирать деньги на вторую волну кризиса. Поэтому вряд ли правительство ввяжется в ещё одну серьёзную компанию по госфинансированию, - уж очень оно хочет попасть в ВТО. К тому же выборы уже прошли, и удобное для помощи время упущено. В лучшем случае будут показные жесты и обещания. В России восстановление всего советского машиностроения не является и не может быть приоритетной задачей, и никто не берётся проранжировать его по степени значимости и уровню поддержки. Пока всё идёт по принципу “выживет - так выживет”».

    Точечная помощь

    В рамках опосредованной госпомощи можно выделить лизинговые и кредитные схемы. По данным компании, в прошлом году порядка 70–75% продаж «Ростсельмаш» осуществлял по кредитным линиям, а по каналам «Росагролизинга» уходило около 10% техники. В этом году доля «Росагролизинга» будет занимать порядка 25% от объёма продаж «Ростсельмаша». Такое перераспределение в структуре продаж компании связано, в частности, с тем, что в 2012 году реализуется программа «Росагролизинга» по обновлению машинно-тракторного парка хозяйств, целью которой является ускорение темпов модернизации отечественного АПК. «Программа рассчитана на все отечественные предприятия сельхозмашиностроения, и “Ростсельмаш” - один из главных её участников, - говорит начальник управления взаимодействия со СМИ и общественными организациями ОАО “Росагролизинг” Сергей Селиванов . - Договоры поставки заключаются на основании заявок сельхозтоваропроизводителей - это главный определяющий критерий. Что касается объёма “Ростсельмаша” в программе, то по состоянию на 26 июня 2012 года на поставку в рамках программы обновления на 575 единиц техники производства “Ростсельмаша” заключены договоры на сумму свыше 2,5 миллиарда рублей. Если всего в 2012 году выделяется 9,5 миллиарда рублей, то на сегодняшний день свыше 26 процентов всего объёма программы приходится на долю “Ростсельмаша”».

    В конце июня на «Ростсельмаше» ждали большую делегацию руководителей федеральных министерств и депутатов Госдумы, однако в итоге до Ростова добрался лишь вице-премьер с консультативными функциями Аркадий Дворкович (третий слева)

    Константин Бабкин довольно скептически относится к вкладу «Росагролизинга» в дело спасения завода - по его мнению, это не принципиальная помощь. К тому же, на заводе так точно и не знают, купит ли у них технику «Рос­агролизинг» или нет, и если купит, то сколько. У г-на Бабкина есть ещё одна претензия к госкомпании: «”Росагролизинг” активно продвигает иностранный продукт, в частности, белорусский. С нас берут налоги, вкладывают их в “Росагролизинг” и на эти деньги закупают за границей комбайны и продают нам. У нас и деньги забирают, и нашу технику не покупают. Это не совсем честно».

    Тем временем правительство Белоруссии заявило о готовности купить РСМ с целью создать единое производство на базе белорусского «Гомсельмаша». Об этом заявил премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович в своем докладе президенту Александру Лукашенко : «Думаю, что можно рассматривать выгодность этой сделки. Сегодня у нас большой внутренний рынок трёх государств по кормоуборочным и зерноуборочным комбайнам. Полагаем, что на этом рынке может работать единая компания». Представители завода «Гомсельмаш» от комментариев отказались. В беседе с «Экспертом ЮГ» Константин Бабкин подтвердил, что белорусская сторона обращалась к нему с предложением о переговорах, но, по его словам, «Новое содружество» не рассматривает всерьёз возможность подобной сделки.

    А «Ростсельмаш» готовился

    Нельзя сказать, что РСМ не готовился к вступлению в ВТО. В последние годы предприятие активно укрепляло свои позиции на мировом рынке. Осенью 2007 года компания завершила покупку акций канадского тракторного завода Buhler Industries Inc., в 2009 году приобрела активы американских компаний Red Ball и Feterl Manufacturing Corp, в 2011 были приобретены активы канадского производителя техники Ezee-On. Как говорит г-н Бабкин, сегодня уже 40% производства «Нового содружества» находится в Северной Америке: «Это позволяет нам избежать серьёзных потрясений для компании, которые связаны со вступлением в ВТО и ударом по производству здесь, в России. Это основные меры, которые мы принимаем в связи со вступлением в ВТО».

    Кроме покупок акций зарубежных компаний, «Ростсельмаш» принялся активно осваивать и новые заграничные рынки сбыта. Помимо налаженных и отработанных схем продаж сельхозтехники в страны Балтии, Болгарию, Молдавию, Казахстан и на Украину, компания теперь продаёт технику в Польшу, Венгрию, Турцию. «Мы понимаем, что нужно диверсифицировать свои риски и не зависеть от основных рынков сбыта. Сейчас из 400 тысяч единиц техники 10–15 процентов уйдёт на экспорт», - поясняет Заур Дышеков.

    При этом завод активно расширял ассортимент. В условиях невысокой оценки потребителями качества донских комбайнов это было необходимо. В 2008 году запущен в серийное производство комбайн ACROS, заменивший «Дон-1500», - сегодня разработана уже четвёртая модификация этой машины. Через год появился роторный комбайн седьмого поколения TORUM: эта модель должна была составить конкуренцию мощным комбайнам транснациональных игроков и выйти на внешние рынки - в том числе североамериканский. В начале этого года было объявлено об организации в Ростове нового лакокрасочного цеха. Константин Бабкин рассказывал «Эксперту ЮГ», что этот цех тоже во многом должен помочь экспорту - прежнее качество окраски комбайнов не позволяло везти их за океан, теперь же это становится реальностью. Впрочем, сейчас г-н Бабкин настолько сдержан в оценке экспортных перспектив, что впору заподозрить некоторое сгущение красок.

    «Мы активно проводили модернизацию на ростовской площадке, но это не было связано со вступлением в ВТО, - поясняет Константин Бабкин. - Мы делали это, наоборот, с расчётом, что правительство одумается и не будет накладывать на нас несправедливые обязательства. Со вступлением России в ВТО для нас ничего не открывается. Ни одного комбайна дополнительно мы не продадим. Для нас более благоприятными не становятся ни один законодательный акт, ни один норматив». Если бы компания на 100% была уверена, что Россия вступает в ВТО, то была бы принята совершенно иная стратегия развития - в частности, она предполагала бы остановку инвестиций в отечественную площадку, говорит г-н Бабкин.

    Мировой игрок или…

    «Устойчивость РСМ в условиях ВТО будет обеспечена, только если он сможет вырасти из производственного концерна в технологическую компанию, - считает руководитель проектного направления Центра стратегических разработок “Северо-Запад” Дмитрий Санатов . - Для этого он должен включиться в те процессы, которые сейчас происходят в мировом машиностроении: это и композитная революция, и революция в сфере внедрения новых производственных технологий и робототехники. Если российские предприятия не будут вкладываться в новые технологии, то претендовать на серьёзные позиции на мировом рынке мы вряд ли сможем».

    «Многие российские производители приучены к тому, что фактически являются монополистами на рынке, к тому, что российские потребители привыкли к их технике и что, когда надо, можно требовать финансовую поддержку от государства, - говорит Ральф Бендиш. - Я думаю, что нужно сконцентрировать внимание на самостоятельном решении своих проблем - на усовершенствовании техники, выстраивании определённой ценовой политики, а не на выдумывании всяких препятствий для вхождения на российский рынок других игроков. Мы наблюдаем целый ряд действий “Ростсельмаша”, направленных на его становление в качестве мирового игрока. Это правильная стратегия, если только она не отберёт у компании слишком большие ресурсы. “Ростсельмаш” является российской компанией - ей должна быть дорога́ доля на отечественном рынке».

    «Конечно, мы бы хотели стать глобальным игроком и завоевать полмира, - соглашается Константин Бабкин. - Но для этого нужны поддержка государства, экспортные программы, разумная экономическая и промышленная политика. Если нас загонят только на внутренний рынок и будут прессовать несправедливой конкуренцией - будем маленьким локальным игроком какое-то время. Производство само постепенно выведется за границу, хотя мы и продолжим работать на российском рынке. А предпосылок для того, чтобы мы сегодня стали мощной, глобальной компанией, одним из мировых лидеров, пока нет».

    Дмитрий Санатов на это отвечает, что «Ростсельмаш» с его более чем десятипроцентной долей на мировом рынке уже является международной компанией. И если завод сможет развернуть эффективные производственные кластеры, позволяющие экономить издержки, и запустить программы технологической модернизации, то он сумеет укрепить свои позиции. Но при этом его доля на российском рынке под вопросом. Эксперты сходятся во мнении, что вряд ли сбудутся самые пессимистические прогнозы о том, что к 2018 году доля импорта на рынке сельхозтехники РФ достигнет 97%, но с учётом существующих тенденций в ближайшие годы импорт всё-таки может вырасти с 48 до 60–75%.

    РСМ одним из первых среди российских предприятий оказался в исторически новой ситуации, когда на родном рынке под ногами загорелась земля, а на чужом никто не ждёт. По большому счёту, из этой ситуации завод выйдет либо полноценным мировым игроком, либо средним российским предприятием.

    Юрий Песков, гендиректор «Ростсельмаша» в 1978–1996 годах, уверен, что лучший комбайн в мире делается сегодня именно в Ростове. По его мнению, перспективы модернизации российского села и создания новых рабочих мест напрямую зависят от судьбы отечественного сельхозмашиностроения

    ...«Мало того, в нашем 700-тысячном парке машин комбайнов “Дон-1500” было только 30 тысяч (меньше пяти процентов), а у них в парке было машин такого же класса больше половины. Поэтому и в США, и в Канаде, и в других странах хлеб убирали 5–7 дней, а у нас - по-прежнему за 25–30. При таких сроках это был уже не урожай, а остатки неосыпавшегося зерна. Терялось зерна, по оценкам агроспециалистов, до 30 миллионов тонн».

    Доля комбайнов повышенной мощности в отечественном парке растет, но, как мы знаем, урожай у нас по-прежнему убирают около месяца. Это значит, что модернизации на селе пока так и произошло...

    Мы разработали совершенно новый комбайн «Дон-2600» - роторный комбайн, сегодня это «Торум». То есть создали всю линейку комбайнов «Дон» и весь набор навесных орудий для уборки зерновых, зернобобовых, масличных культур, кукурузы, трав и риса. В 1987–1988 годах завод ежегодно выпускал уже до 30 тысяч комбайнов «Дон» всех модификаций со всеми навесными орудиями. И уже тогда мы пришли к выводу, что без производства трактора это еще не все сельхозмашиностроение, а только его половина. Мне очень хотелось создать что-то подобное компаниям «Джон Дир», «Клаас» и «Кейс», которые имели и тракторные производства. Но наступил 1991 год - и планы рухнули. Чтобы сегодняшний «Ростсельмаш» достиг пика, ему необходимо освоить производство трактора. Благодаря тому что «Новое содружество» приобрело тракторный завод «Верситайл» в Канаде, мы приблизились к решению этой задачи...

    Первые комбайны на американский рынок РСМ поставил в 1987–1988 годах. Мы продавали там сотни комбайнов. Но мы делали, правда, для американцев какие-то отступления и внедряли те приборы, которые они у нас просили. То же самое сейчас делают и нынешние руководители РСМ...
    ...Мы сделали ширину комбайна не 1200, а 1500 миллиметров. А барабан - 800 в диаметре. Почему? Производительность комбайна зависит от угла охвата деки. Вот угол охвата деки - 120 градусов. Дека - это подбарабанье, на котором 95–98 процентов зерна вымолачивается. Мы, меняя только один параметр, решили проблему производительности комбайна чисто арифметически в два раза, а на самом деле - в пять. «Нива» молотила пять килограмм в секунду, «Акрос» - 10 килограмм, а «Торум» сейчас дает 25 килограмм.

    Но вы же новые детали не с нуля разрабатывали, все-таки брали за основу зарубежные аналоги?

    Мы брали за основу всё. Около 500 наименований комплектующих изделий в Советском Союзе даже не знали, как назвать. Я уговорил начальство купить пять зарубежных комбайнов для «Ростсельмаша». Их купили и привезли в Солнечногорск на испытательную станцию. Среди них был «Джон Дир 8820». Мы его разобрали до последней детальки. И поняли, что сделать, как у них, мы не можем. У нас нет оборудования, на котором можно было бы обеспечить производство деталей такой конструкции. И мы разработали свои конструкции. Испытали их, а первый комбайн погрузили на теплоход и отправили в Америку, в штат Небраска - там есть испытательный стенд для сельхозмашин. И мы на этом испытательном стенде победили комбайн «Джон Дир». Они все были в обмороке. Так что на тот момент лучший комбайн мира - это «Дон-1500», сейчас он называется «Торум».

    Это официальная оценка?

    Есть документ, подписанный в Небраске. С тех пор, кстати, иностранцев невозможно уговорить проводить сравнительные испытания. Но, например, господин губернатор Краснодарского края заключил договор о строительстве завода «Клаас». Он хуже «Джона Дира», не говоря уже о «Торуме». Но губернатор давит на своих председателей: берешь комбайн - я дам тебе какую-то там скидку, не берешь - не дам...

    С какого момента на «Ростсельмаше» начался кризис?

    Мы получали 55 процентов комплектующих с Украины, и с 21 августа 1991 года по 1 января 1992 года эти поставки прекратились полностью. А нам оттуда поставляли бортовые редукторы на мосты, двигатели, гидростатический привод на мост, резинотехнические изделия, ремни, подшипники и так далее… «Ростсельмаш» остановился. В течение полугода мы организовывали все это производство у себя на российских заводах. Мы за три месяца организовали производство двигателей на Ярославском заводе. Остановился Кременчугский завод на Украине, который делал КрАЗы, там не стали брать моторы из Ярославля - и мы стали главным потребителем ярославских двигателей.

    Но угробил экономику завода один человек, его фамилия Черномырдин. В 1993–1994 годах у меня в незавершенке стояло 37 тысяч комбайнов. Там были и «Нивы», и «Доны». В том году созрел очень приличный урожай. И Черномырдин приехал на завод и говорит: «Юрий, я тебя прошу, отдай мне эти комбайны, мне нечем убирать хлеб, а я с тобой рассчитаюсь до Нового года». Я ему поверил и отдал. Он же председатель Совета министров. А я работал напрямую с Косыгиным, у меня были такие случаи, когда Алексей Николаевич звонил в два-три часа ночи и говорил: «Юрий, вот я сижу вот тут с Кунаевым из Казахстана, у него уборка начинается через неделю, а ему надо там 1200 комбайнов, как этот вопрос решить?» Я останавливал все погрузки, разворачивал все комбайны и отгружал в Казахстан необходимое количество - там самое тяжелое всегда положение было.

    Поэтому вы и Черномырдину отгрузили?

    Конечно. Деньги он мне отдал в конце 1994-го - через год. А тогда инфляция была 200 процентов и более. И мы, вместо того чтобы за 37 тысяч комбайнов получить деньги и восстановить оборотные средства, получили одни убытки. Если бы он со мной так не поступил, завод не был бы в таком тяжелом положении.

    В 1996 году я ушел. И на три года исчез. Жил на даче, не приезжал в Ростов ни разу. Прошло три года, ко мне приехали три директора сельмашевских заводов - мы сидели долго и рассуждали по поводу того, что же делать с предприятием, потому что Чуб принял решение все-таки банкротить завод. Я не исключаю, что кому-то очень хотелось пустить под строительство жилья площадку завода.

    Этого в вашей книге нет.

    Я приехал к Чубу и говорю: «Владимир Федорович, вы понимаете, что Россия останется без хлеба? Потому что, что бы ни говорили, но как раньше “Ростсельмаш” своими комбайнами убирал 70 процентов зерна, так он и по сей день убирает 70 процентов. И только 30 процентов - импортными». А он мне в ответ: «Я ничего больше сделать не могу - я получил официальное указание из Москвы завод обанкротить». Я говорю: «Тогда я вынужден включиться, “Ростсельмаш” банкротить нельзя». Он мне: «Не делай глупостей, у тебя ничего не получится». Я вышел и позвонил Борису Николаевичу - у меня был телефон, который он брал. Я ему все рассказал, он мне говорит: «Юрий, ты мне скажи, сколько тебе надо времени, чтобы этот вопрос решить». Я ему говорю: «Года полтора». - «Хорошо, Юрий, я сейчас дам команду Чубу, чтобы он тебя полтора года не трогал». И он дал команду Чубу. Нас оставили в покое. А через полгода мы нашли «Новое содружество», которым руководят три человека: Константин Бабкин, Дмитрий Удрас и Юрий Рязанов. Это их заслуга в том, что РСМ и сегодня выпускает комбайны. Когда пришли, я им задал только два вопроса. Первый: что вы собираетесь выпускать на «Ростсельмаше»? Они сказали: «Мы будем продолжать выпускать зерноуборочную технику». Я говорю: «Меня это устраивает». И второй вопрос: «Как вы поступите с долгами по зарплате?» Они говорят: «С теми, кто работает, до Нового года рассчитаемся (это было в августе). А с теми, кто ушел, - до первого июля следующего года». И то и другое они выполнили. После этого критический вопрос о том, будет ли существовать «Ростсельмаш», был снят...

    Максим Калашников: как видите, Бабкин и его товарищи смогли вернуться к тому, что СССР делал в области "комбайнового прорыва" 1987-1988 гг. Но вот дальше им двинуться не дают: вся система кредитования экономики РФ, идиотская налоговая система РФ и отсутствие сравнимой с западной системы господдержки агромаша губят на корню лучший в мире комбайн!

    Подсчитали тут в конце года и не прослезились. Опять наше сельское хозяйство впереди планеты всей. По итогам прошлого года Россия собрала рекордный урожай зерновых — 134,1 млн тонн, побив исторический рекорд в 127 млн тонн, поставленный ещё в 1978 году. Мы уже уверенно доминируем на мировом рынке по пшенице, накормим всех, так и в целом по экспорту зерна вышли на второе место в мире. Куда катимся, так и про нефть забыть можно. Всё это, конечно, хорошо, а есть ли у нас техника, чтоб это всё добро убрать с полей, если такая тенденция будет продолжаться? Оказалось, что и наше сельскохозяйственное машиностроение, пережив войны, лихие 90-е, всем врагам назло, остаётся на высоте. Например, наш флагман по производству комбайнов, легендарный «Ростсельмаш», уверенно входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники и скоро произведёт свой 3 000 000 комбайн. Как же к ним в гости не напроситься? Итак, мы с вами переносимся в Ростов-на-Дону, где и находится их основное производство. Кстати, 80% хлеба в нашей стране убирается именно с помощью их машин.

    Сегодня «Ростсельмаш» — это уже не один завод, а целая большая семья, причём с родственниками за рубежом. Так в состав группы компаний RSM на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира. А ещё у них и очень приличная сеть дилерских и сервисных центров. Их продуктовая линейка включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, а это уже не только комбайны, но и различные трактора, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудования и т. д. Вся эта красота выпускается под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE и продаётся в более чем 50 стран

    Как вы уже догадались, Ростсельмаш завод совсем не маленький, много здесь цехов, ни один день нужно потратить, чтоб это всё хозяйство обойти. У них есть и своя литейка, металло и мехобработка, сварочно-окрасочное и сборочное производство. Даже своё КБ по почвообрабатывающей и посевной технике. Поэтому мы с вами сегодня посмотрим лишь только всё самое вкусное и важное, а то фотки устанете листать:). А начнём мы, пожалуй, с корпуса по производству комбайнов ЦСК-2 (или просто конвейер № 2). Этот корпус был специально создан для выпуска новой техники. Сейчас на этой площадке собирают уникальный роторный зерноуборочный комбайн TORUM, высокопроизводительный зерноуборочный комбайн RSM 161, кормоуборочный комбайн RSM 1401 и самоходную универсальную косилку KSU-1. Короче говоря, это место, где собирают самые мощные, инновационные сельхозмашины Ростсельмаша.

    Как мне признались, за восемь часов здесь собирают три машины. Скоро будет больше. По плану выйти на 8 штук в день или примерно 1500-2000 ед./год. Между прочим, каждый комбайн состоит из 18 тысяч деталей, представляете, какие тут умельцы работают, что у них даже лишних деталей не остаётся при сборке. Что сразу бросается в глаза, что здесь много молодёжи, а это значит, что у завода всё лучшее ещё впереди.

    Кстати, как только наш будущий комбайн попадает на конвейр, на него сразу заводится дело, чтоб потом можно было с лёгкостью определить кого хвалить, кого ругать…Как мне признались, у некоторых особо отличившихся работников есть даже именные штампы. И за каждое такое клеймо доплачивают 5-6 000 рублей.

    Между прочим, одновременно на конвейере собираются разные модели, ведь тут задача — не работать на склад, а чтоб каждый клиент в своё время смог стать счастливым.

    16. Не знаю, как вам, но мне вот этот трудяга KSU-1 сильно приглянулся.

    20. Ещё, что меня порадовало на Ростсельмаше, что работа реально кипит — свободных мест на конвейере нет! А, значит, спрос на наши чудо машины имеется неплохой.

    Эта универсальная самоходная косилка KSU-1, как многостаночница, готова решать сразу несколько задач. Она и скашивает, и укладывает, может измельчать и меня вон зацепила:).

    А это уже корпус, где производятся трактора. Его производственная площадь составляет 6 048 кв. м. Данная площадка начала работу в августе 2016 года.

    Опять есть повод для гордости. Так, 13 июля 2010 года, в Ставропольском крае в деревне Кевсала наш трактор VERSATILE 535 установил мировой рекорд, который даже был занесён в Книгу Гиннеса. За сутки с помощью него было обработано 417 га земли.

    31. Здесь в составе линии установлены 211 ед. оборудования, которые позволяют собирать до 1 000 машин в год.

    Опять возьму паузу и обращу ваше внимание на то, что тут не просто «отверточная» сборка, а производство полного цикла. Кстати, кто не в курсе, в 2007 году наши купили в Канаде завод Buhler Versatile Inc, который ведёт свою историю с 1945 года и недавно перевели тракторное производство оттуда сюда. Теперь синергия отечественного опыта и западных технологий работает на наше благо. И даже страны ЕС с их хвалёными мерседесами сейчас не могут устоять от Ростовских тракторов и комбайнов.

    Да, я краем уха и об этом слышал, когда ехал сюда, но увидеть вживую одно из самых передовых производств в мире дорогого стоит. Это же не только правильная организация производственного пространства или наличие современного оборудования, тут же сама культура производства у работников другая. Здорово, что даже в нашем машиностроении теперь появляются такие практики, а это ведь не нефтянка или металлургия, где денег много и могут экспериментировать.

    Сейчас здесь производят различные трактора и опрыскиватели под маркой VERSATILE, в том числе их флагмана — трактор RSM 2375. Это один из немногих тракторов, который уже в базовой комплектации покрывает весь необходимый набор сельхозопераций. 2375-й относится к тракторам с шарнирно сочлененной рамой. С производства машина выезжает на спаренных колесах, с трехточеченой навеской CAT и тяговым брусом.

    Самоходный опрыскиватель Versatile SP 275 — это мощная и высокопроизводительная машина для высокоточного и равномерного внесения рабочих растворов. Возможный диапазон нормы внесения от 50 до 500 литров на гектар. В своей нише она одна из лучших.

    Движение главного тракторного конвейера здесь организовано методом вытягивания. Т. е. при помощи мягких тросов первый трактор в линии, готовый к выходу из цеха, словно локомотив, тянет за собой всю цепочку, стоящую на конвейере. Говорят, что это более экономичный метод по сравнению с традиционным.

    43. Сейчас в данном корпусе работает 188 человек.

    И, наконец, самый главный корпус, где и находится главный сборочный конвейер Ростсельмаша. Он был построен ещё в 1984-1985 годах, правда, его недавно тоже значительно модернизировали.Сам цех состоит из восьми производственных участков сборки, двух участков окраски и участка сварки рам. Здесь сейчас собираются знаменитые ACROS, VECTOR и кормоуборочный DON-680M, а также самые высокотехнологичные в своём классе — комбайны NOVA. А всё начинается здесь.

    Из себя главный конвейер представляет пластинчатый конвейер длиной в пол километра, движущийся с максимальной скоростью 1 такт в 8 минут. Все платформы конвейера, согласно графику, постепенно передвигаются, при этом они в обязательном порядке делают десять остановок по 30 минут. Вот на них-то и ловят рабочие свой шанс, чтоб успеть прикрутить нужные детали.

    46. А так первым делом на платформу выгружают шасси с задними колёсами.

    47. Главный сборочный конвейер рассчитан на одновременный монтаж 80 машин. Вся сборка осуществляется за один круг конвейера.

    48. Тут же параллельно собираются и другие агрегаты будущего комбайна. Вот стенд сборки соломотрясов.

    Собственники ростовского завода комбайнов "Ростсельмаш" из "Нового Содружества" занялись ажиотажной скупкой акций предприятия и пиаром своих несуществующих успехов

    Вадим Макеев

    Мутная ситуация вокруг госпакета акций Ростсельмаша привела к тому, что их цена панически взлетела. Наоборот, после первого и единственного прибыльного прошлого года в нынешнем спрос на ростовские комбайны упал на треть. В первом полугодии, пока не подошли спасительные заказы "Росагролизинга", работа завода поддерживалась, чтобы только не останавливать производство, потому что еще с прошлого года на площадках завода под снегом зимовало до полутора тысяч машин. Лишь бюджетные деньги в июле и августе помогли "Ростсельмашу" избавиться от затоваривания. В первом полугодии "Ростсельмаш" впервые в истории произвел комбайнов меньше, чем его главный конкурент - Красноярский завод комбайнов. За 6 месяцев этого года на КЗК было собрано 1867 "Енисеев" и 298 машинокомплектов для Орловского комбайнового завода, тогда как в Ростове собрали 1375 комбайнов.

    За три года хозяйничания московские менеджеры из "Нового Содружества" поставили на "Нивы" и "Доны" импортные кондиционеры и увеличили ширину задней колеи "Нивы" до ширины передней. На этом творческий потенциал нынешних владельцев иссяк. Ни один новый комбайн в серийное производство так и вышел. На сайте завода и сегодня каждый может прочитать обещания "Нового Содружества" "в ближайшей перспективе освоить выпуск машин нового поколения, в том числе зерноуборочных Дон-091, Дон-141 и кормоуборочного Дон-750". 300 "Донов-091" обещал к маю 2003 года президент "Нового Содружества", бывший мыловар Константин Бабкин. Нет этих "Донов". Огромные усилия, потраченные на разработку и подготовку к выпуску новых машин заводскими мастерами, перечеркнуты, а вместо этого вовсю пиарится еще не прошедший испытания комбайн "Дон-ХХХ", который фермеры называют не иначе, чем "Дон-Ха-ха-ха". Да и мастеров на заводе практически не осталось, перед майскими праздниками с предприятия были разом уволены полторы тысячи человек, многие из которых отдали заводу десятки лет жизни.

    Хвалебные релизы пресс-службы "Нового Содружества" на деле раздевают предприятие догола, демонстрируя непрезентабельные мощи бывшего гиганта.

    Например, сообщается, что Саратовская область закупила пять "Донов" с ведущими мостами "CLAAS", в Казахстане купили 35 комбайнов, эстонцы подписали контракт о поставке двух (!) зерноуборочных комбайнов "Дон-1500Б", и в следующем году "Ростсельмаш" планирует продать в Эстонии 5-10 машин. Эти победные реляции о продажах единичных комбайнов для завода, который должен производить 7-10 тысяч комбайнов в год, вроде предсмертного заключения - больной еще жив, видите, даже сердце сокращается пять раз в минуту.

    Не сумев справиться с производством, руководители "Нового Содружества" решили взять реванш на поле "черного пиара". В "Российской газете" появилась явно заказная статья, порочащая президента "Агромашхолдинга" Юрия Коропачинского, чье объединение производит в Сибири успешно конкурирующие с ростовскими комбайны "Енисей". В лучших традициях доносительства на пяти страницах в одном из самых престижных изданий страны иностранных инвесторов предупреждают, как опасно связываться с господином Коропачинским. О комбайнах "Агромашхолдинга", которые теснят на рынке ростсельмашевское старье, нет ни слова. Да и что можно выдумать, если Красноярский завод комбайнов уже запустил в серию новые современные "Русланы", а "Нивы" вышли на поля, когда генеральные директора "Ростсельмаша" от "Нового Содружества" Сергей Лебедев и Валерий Мальцев были еще детьми. Надо добавить, что фамилии Коропачинский, Генералов имеют вес в российском бизнесе, а кто такие Бабкин и Мальцев знают, в основном, на рынке масложировых и мыловаренных предприятий.

    Вовсю раструбили пиарщики "Нового Содружества" о якобы успешном показе своей техники 15 августа в Красноярске. Да вот только закончилась эта акция громким конфузом ростовчан. По итогам презентации ростовских комбайнов краевая администрация решила разорвать заключенное в июле соглашение с "Ростсельмашем". Как заявил Виктор Раздуев, краевая администрация не против того, чтобы на рынке края была представлена техника различных производителей, но она не желает участвовать в пиар-акциях ростовского комбайнового завода. К тому же "Новое Содружество" не выполняло договорных обязательств перед краем.

    Если бы ростовские комбайны были так хороши, как утверждают в "Новом Содружестве", красноярские крестьяне купили бы их, несмотря ни на какие лоббистские усилия "Агромашхолдинга". Но, согласно пресс-релизу самого "Нового Содружества", в крае за первое полугодие было куплено всего шесть (!) ростовских машин. Комментарии излишни.

    Скупку у мелких собственников акций "Ростсельмаша" можно рассматривать как последнюю попытку "Нового Содружества" хоть что-то заработать на владении заводом. В следующем году государство продает принадлежащие ему 20,8% акций предприятия. Если бы "Новое Содружество" намеревалось остаться на предприятии, то, владея контрольным пакетом, оно могло не тратить деньги на скупку акций, а вложить их в производство и новые модели. Единственной целью скупки акции у мелких собственников может быть только желание заработать на их перепродаже вместе с контрольным пакетом будущему собственнику завода. Поскольку на базе "Ростсельмаша" образовано несколько самостоятельных предприятий, то каждый процент акций может много значить при продаже предприятия по частям.

    Юрий Коропачинский не отрицает возможного участия "Агромашхолдинга" в конкурсе на госпакет "Ростсельмаша". Не исключено, что недавний визит в Красноярск заместителя генерального директора завода Александра Севастьянова был посвящен как раз переговорам об условиях продажи "Ростсельмаша" пусть конкурентам, но все-таки профессионалам-комбайностроителям. В противном случае "Новое Содружество" рискует проиграть конкурс на госпакет акций "Ростсельмаша", и оказаться один на один с хищниками вроде "Альфы" или гигантами вроде "РусПромАвто", которые оставят от "Нового Содружество" рожки да ножки, плюс воспоминания о том, что когда-то в Ростове-на-Дону делали зерноуборочные комбайны.

    Директор ростовского филиала инвестиционной компании "Тройка Диалог" Иван Ковалев так прокомментировал ситуацию с акциями "Ростсельмаша": "Движением котировок на фондовом рынке обычно управляет жадность или страх". И то, и другое, судя по действиям "Нового Содружества", могло сказаться на самообладании его топ-менеджеров, которым сейчас за всеми проблемами явно не до комбайнов.