Какая работа для безработных признается подходящей? Подходящая работа Что такое подходящая работа в центре занятости.

Во-первых, она наполняет конкретным содержанием общую конституционную формулировку о свободе выбора рода занятий и профессий, закрепляя критерии занятости, в отношении которых необходим учет индивидуальных особенностей и требований работника.

В-третьих, она переводит абстрактную возможность трудиться в избранной сфере деятельности и по избранной профессии в конкретное правомочие безработного на содействие в получении работы определенного качества и на материальное обеспечение на период поиска такой работы.

Критерии, учитываемые при определении подходящей работы, установлены и Конвенцией МОТ № 168 "О содействии занятости и защите от безработицы", принятой 21 июня 1988 года.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места его работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья; транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Одной из основных характеристик подходящей работы, как видно из содержания приведенной нормы, является ее соответствие профессиональной пригодности работника, его профессии (специальности), квалификации. Поэтому при выборе подходящей работы, на которую может претендовать безработный и которую может предложить ему орган службы занятости, в первую очередь обращается внимание на наличие у работника профессиональных и квалификационных качеств.

При отсутствии работы, соответствующей профессиональной пригодности безработного, он вправе в течение всего первоначального периода безработицы ожидать соответствующей вакансии, реализуя право на пособие по безработице.

Вместе с тем безработный может дать согласие и на предоставление ему работы, несходной по характеру и выполняемым функциям с прежней работой, или работы по более низкой квалификации, а также на участие в общественных работах, переподготовку или повышение квалификации.

Устанавливая определенные гарантии содействия в поиске подходящей работы со стороны органов службы занятости, Закон также направлен и на активный поиск самим безработным удовлетворяющей его работы, на материальную и моральную заинтересованность работника в быстром приобретении нового места работы и на конструктивное сотрудничество с органами службы занятости.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющих квалификации;
  • уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
  • обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подбор работы таким гражданам требует их предварительной трудовой адаптации, и поэтому для них признается подходящей любая оплачиваемая работа, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что граждане, уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, не утрачивают своих профессиональных навыков. У них сохраняется прежняя профессиональная подготовка. Причины, по которым они стали безработными, никак не влияют на уровень их профессиональной подготовки, поэтому представляется, что для таких граждан подходящей должна признаваться работа, соответствующая их профессиональной пригодности с учетом уровня профессиональной подготовки.

Тем же, кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, состоит на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работал, т.е. тем, кто утратил мотивацию и навыки к трудовой деятельности, целесообразно прежде всего предложить восстановить (повысить) квалификацию или получить смежную специальность и только в случае отказа - предлагать работу, не требующую предварительной подготовки. Иначе говоря, подходящей работой для этой категории граждан должна считаться любая, в том числе неквалифицированная работа при условии, что им предлагалось восстановить (повысить) квалификацию, получить смежную специальность, но они отказались.

Важным критерием подходящей работы является ее соответствие состоянию здоровья потенциального работника. При подборе подходящей работы с учетом состояния здоровья принимается во внимание возраст гражданина, его физические особенности, наличие хронического заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний. Для того чтобы состояние здоровья гражданина было учтено органами службы занятости при подборе подходящей работы, необходимы соответствующие медицинские документы. Однако представление таких документов по Закону о занятости не требуется. Исключение составляют лишь лица, признанные инвалидами. Они должны представлять индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). Таким образом, граждане, не относящиеся к категории инвалидов, но имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, не представившие соответствующие документы, не могут требовать учета состояния здоровья при предложении им подходящей работы.

  • она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
Описание характеристик условий труда имеет особое значение при работе в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Потенциальный работник должен заранее знать, выполняются ли работодателем возложенные на него обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, перечень которых содержится в ст. 212 Трудового кодекса РФ. Иные условия труда (работа в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, наличие компенсаций и льгот за работу в таких условиях), которые Трудовым кодексом РФ отнесены к разряду существенных (ст. 57 ТК РФ), при определении подходящей работы во внимание не принимаются. В связи с этим неправомерным будет считаться отказ безработного от работы во вредных условиях труда, если ему такая работа не противопоказана по состоянию здоровья, или от работы с частыми и продолжительными командировками, многосменной работы и т.п.При определении подходящей работы используется также представляющий жизненно важный интерес для потенциального работника критерий максимальной удаленности предлагаемой работы от места жительства безработного. Статьей 4 Закона о занятости предусмотрено, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия безработного. Кроме того, новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности. В соответствии с Законом о занятости максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного предписано определять органам службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности с учетом нормативных актов по данному вопросу органов местного самоуправления.

Закон о занятости не обязывает органы службы занятости при подборе подходящей работы учитывать особенности личного, в том числе семейного положения безработного, однако на практике органы службы занятости учитывают пожелания безработных граждан, а также в определенной степени принимают во внимание соответствие предлагаемой работы особенностям личного и, прежде всего, семейного положения граждан.

Когда гражданин обращается за помощью в трудоустройстве, он желает получить работу, которая соответствует профессии или специальности, полученной гражданином.

Также предоставляемая работа должно подходить отвечать требованиям общедоступности, состоянию здоровья. Иначе гражданин имеет полное право отказаться от такой работы, а служба занятости должна начать поиск другой подходящей работы.

В этой статье:

Условия предоставления подходящей работы

При предоставлении работы гражданину, нуждающемуся в трудоустройстве, она должна подходить с учетом следующих критериев:

  • Соответствовать его профессиональной пригодности
  • Иметь схожие условия работы по последнему месту, где исполнял трудовые функции гражданин
  • Должно учитываться состояние здоровья, позволяющее выполнять тот или иной вид или объем работы
  • Наличие транспортной доступности к месту работы, при этом максимальная доступность определяется службой занятости самостоятельно

Если предоставленная работа не будет отвечать вышеперечисленным критериям, то гражданин имеет полное право отказаться от данной работы. Допускается возможность отказаться дважды от подходящей работы, после чего можно утратить статус безработного, однако это не относится к работе, которая считается для него неподходящей.

Работа, которая не может считаться подходящей

Есть ряд условий, при которых гражданин может отказаться от работы, так как она будет считаться неподходящей:

Во-первых, если потребует сменить постоянное место жительства гражданина без его согласия.

Во-вторых, выполняемая работа не будет соответствовать общеустановленным правилам в области труда и нормам по охране труда.

В-третьих, если предлагаемая работа будет оплачиваться ниже среднего заработной платы, которую гражданин получал ранее на работе.

Таким образом, можно требовать предоставления иной работы, которая будет удовлетворять гражданина и не подпадать под условия неподходящей работы.

Цель государственной поддержки предоставить возможность трудиться, но при этом не причинять дискомфорт при осуществлении трудовой функции.

Государственная поддержка граждан в занятости и трудоустройстве

Гражданин, обладая правом на труд, может его реализовать только при необходимой поддержке со стороны государства. Государственная поддержка выражается в виде предоставления гарантий в занятости и трудоустройстве.

Гарантии государства заключаются в разработке программ, позволяющих повысить мобильность рынка труда и его национальную защиту.

Занятость призвана дать равные возможности всем гражданам, которые способны трудиться и приносить пользу обществу. Государство обеспечивает поддержку и развитие малого бизнеса, к которому относятся лица, желающие заниматься предпринимательской деятельностью.

В процессе поиска работы, государство гарантирует безработным получение пособия по безработице.

Пока гражданин находится на учете в службе занятости, ему исчисляется страховой стаж не весь период нахождения на учете.

Размер пособия, выплачиваемого безработному, постоянно подвергается индексации с учетом изменений уровня жизни населения. В каждом регионе предусматривается дополнительный коэффициент к минимальному размеру пособия.

В процессе трудоустройства, гражданин имеет право на получение квалифицированной помощи специалистов в сфере труда, получение консультаций, возможности получить профессиональное обучение.

Также если гражданина полностью устраивает предоставленная работа, но она связана с переездом на новое место жительства, гражданин имеет право на содействие со стороны службы занятости в переселении на новое место жительства.

В п. 1 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дано понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей не может считаться работа, если: 1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; 2) условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда; 3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, за исключением случаев, когда средний месячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Сказанное позволяет выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу. Во-первых, таким обстоятельством является предоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки. То есть при предоставлении работы гражданину должны быть учтены имеющаяся у него профессия, а также навыки работы по этой профессии. При предоставлении подходящей работы учитываются и профессиональные навыки гражданина, полученные по последнему месту работы.

Во-вторых, предлагаемая работа должна соответствовать условиям последнего места работы. В связи с этим при предложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность, специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы в сумме, не превышающей прожиточный минимум на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из данного правила сделано исключение для выполнения общественных работ, к которым граждане могут привлекаться и без учета условий последнего места работы. В-третьих, обстоятельством, характеризующим правовое понятие подходящей работы, является соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности. Не может считаться подходящей работа, которая противопоказана гражданину по состоянию здоровья. В-четвертых, обстоятельством, входящим в правовое понятие подходящей работы, является транспортная доступность предлагаемого гражданину рабочего места. Рабочее место, которое предлагается гражданину в качестве подходящей работы, должно находиться в том же населенном пункте. Предоставление работы в другом населенном пункте связано с переменой места жительства. Поэтому предоставление работы в другом населенном пункте может быть признано подходящей работой исключительно с согласия гражданина. Такое согласие должно быть выражено в простой письменной форме. В пределах населенного пункта максимальную удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяет соответствующий орган местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. При превышении установленных органом местного самоуправления нормативов удаленности предлагаемой работы от места жительства гражданина такая работа не может быть признана подходящей. В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие "подходящая работа", является соответствие условий труда по предлагаемой гражданину работе действующим требованиям по охране труда. Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая гражданину работа является для него подходящей. При возникновении спора между гражданином и органом службы занятости по поводу предлагаемой гражданину работы обязанность доказать перечисленные обстоятельства лежит на представителях соответствующего органа службы занятости.

Из рассмотренных правил признания работы подходящей сделано исключение. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям действующего законодательства, является подходящей для следующих граждан: 1) впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; 2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переобучение после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; 3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; 4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Однако и предлагаемая перечисленным гражданам работа должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства, а также их состоянию здоровья. Предлагаемая им работа не может быть признана подходящей, если она противопоказана по состоянию здоровья. Предлагаемая перечисленным гражданам работа для ее признания подходящей должна соответствовать установленным требованиям транспортной доступности. Однако при предоставлении перечисленным гражданам подходящей работы не учитываются их профессиональные навыки, а также условия последнего места работы. С очевидностью возникает вопрос о соответствии перечисленных ограничений прав граждан требованиям ст. ст. 19, 55 Конституции РФ, решение которого относится к подведомственности Конституционного Суда РФ.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

То, какой может быть максимальная удаленность подходящей работы от места жительства, устанавливает исполнительный орган отдельных субъектов РФ. Максимально возможная отдаленность, прежде всего, зависит от конкретного населенного пункта, ведь учитывается уровень развития его транспортной инфраструктуры, количество населения и другие факторы, что влияют на транспортную доступность. Её может установить городская администрация населенного пункта, где действует прописка гражданина.

При подборе подходящих вакансий учитывается транспортная доступность рабочего места, а также его максимальная отдаленность от работы. Согласно общим рекомендациям, время поездки на работу не должно быть более 90 минут. Для граждан, которым по результатам прохождения медико-санитарной экспертизы была присвоена группа инвалидности, разработаны другие нормы, касающиеся транспортной доступности места работы.

Важно! Нормы могут быть другими, если работодатель сам обеспечивает работников транспортным средством. В таком случае доставка к нужной местности персонала должна обеспечиваться в обоих направлениях.

  • 90 минут в одну сторону от места проживания для всех граждан (общая рекомендация);
  • 60 час для несовершеннолетних граждан, которые не достигли восемнадцати лет, а также для женщин с детьми;
  • 40 минут для инвалидов.

Если отсутствует государственной или частный транспорт, с помощью которого рабочий может добраться до рабочего места (включая маршрутные такси), то максимальное расстояние между местожительством гражданина и его рабочим местом не может превышать 5 километров. Если речь идет о безработных, которые пребывают на учете в центре занятости для поиска вакансий, то для них граничное расстояние от места пребывания не может превышать 1,5 километра.

Предложение по трудоустройству является неподходящим в одном из следующих случаев:

  • изменение местожительства без получения разрешения самого гражданина (в отдельных случаях работодатель может предложить сотруднику жилищную площадь для дальнейшего трудоустройства, что обязательно нужно предусмотреть в договоре);
  • условия труда, которые включают новые вакансии, не соответствуют нормам российского трудового законодательства (все условия труда также нужно указать в рабочем контракте);
  • заработная плата, которую работнику предлагают на новом месте, меньше среднемесячного заработка на его предыдущем рабочем месте.

Что касается последнего пункта, то заработная плата на новой работе также не может быть меньше МРОТ, установленного на региональном уровне или по месту проживания.

Если нетрудоустроенный гражданин предъявил на биржу труда по месту прописки все необходимые документы, то при отсутствии подходящего рабочего места после 10 суток с момента регистрации заявитель получает статус безработного. В таком случае гражданин может рассчитывать на получение пособия по безработице на протяжении шести месяцев до получения новой должности в районе, где действует его прописка. Центр занятости по месту проживания может предложить рабочим пройти переквалификацию. Если лицо не захочет работать по полученным вакансиям и не получит новый профессиональный опыт, то выплаты по безработице будут прекращены до повторной регистрации.

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

(см. текст в предыдущей)

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003

(см. текст в предыдущей

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 , от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013)

(см. текст в предыдущей)

отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

В предыдущем разделе мы написали, что вас могут лишить статуса безработного если вы дважды откажетесь от подходящей работы. Разберемся, что закон считает подходящей работой. Итак, подходящей считается работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места» («Закон о занятости населения в РФ» ст. 4 ч. 1). То бишь человеку с дипломом юриста не могут предложить работу программиста, а слесарю – работу водителя. Вернее, предложить-то вам их могут, но вы не обязаны соглашаться. Состояние здоровья и транспортная доступность – вещи более субъективные, но и тут стойте на своем и не соглашайтесь на варианты, которые совершенно вам не подходят.

Для некоторых людей подходящей считается любая оплачиваемая работа. К таковым относятся те, кто впервые ищет работу (не имея при этом специальности),

те, кого уволили больше одного раза в течение 1 года;

те, кого уволили за нарушение трудовой дисциплины;

те, кто прекратил быть индивидуальным предпринимателем;

те, кто не работал более 1 года;

те, кто отказался повысить квалификацию или пройти переподготовку;

состоящих на учете в службе занятости более 18 месяцев и ряд других категорий («Закон о занятости населения» ст.

Подходящая и неподходящая работа для безработного

Работа не будет считаться подходящей, если предлагаемый на ней заработок ниже вашего среднего заработка за последние три месяца на последней работе. Правда, это касается лишь тех, чей заработок был ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в вашем регионе. Если же он был выше, то неподходящей будет лишь та работа, где предлагают заработок ниже прожиточного минимума. Данные о величине прожиточного минимума можно посмотреть на сайте Госкомстата gks.ru.

Во-первых, она наполняет конкретным содержанием общую конституционную формулировку о свободе выбора рода занятий и профессий, закрепляя критерии занятости, в отношении которых необходим учет индивидуальных особенностей и требований работника.

В-третьих, она переводит абстрактную возможность трудиться в избранной сфере деятельности и по избранной профессии в конкретное правомочие безработного на содействие в получении работы определенного качества и на материальное обеспечение на период поиска такой работы.

Критерии, учитываемые при определении подходящей работы, установлены и Конвенцией МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы», принятой 21 июня 1988 года.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается работа постоянного или временного характера, соответствующая профессиональной пригодности работника, условиям последнего места его работы, состоянию здоровья; находящаяся в пределах транспортной доступности рабочего места, не связанная с переменой места жительства без согласия гражданина; с условиями труда, соответствующими правилам и нормам по охране труда, с заработком не ниже среднего заработка работника, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Кроме граждан, среднемесячный заработок которых превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае предлагаемый заработок не должен быть ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

Одной из основных характеристик подходящей работы, как видно из содержания приведенной нормы, является ее соответствие профессиональной пригодности работника, его профессии (специальности), квалификации.

Какая работа считается подходящей?

Поэтому при выборе подходящей работы, на которую может претендовать безработный и которую может предложить ему орган службы занятости, в первую очередь обращается внимание на наличие у работника профессиональных и квалификационных качеств.

При отсутствии работы, соответствующей профессиональной пригодности безработного, он вправе в течение всего первоначального периода безработицы ожидать соответствующей вакансии, реализуя право на пособие по безработице.

Вместе с тем безработный может дать согласие и на предоставление ему работы, несходной по характеру и выполняемым функциям с прежней работой, или работы по более низкой квалификации, а также на участие в общественных работах, переподготовку или повышение квалификации.

Устанавливая определенные гарантии содействия в поиске подходящей работы со стороны органов службы занятости, Закон также направлен и на активный поиск самим безработным удовлетворяющей его работы, на материальную и моральную заинтересованность работника в быстром приобретении нового места работы и на конструктивное сотрудничество с органами службы занятости.

Для некоторых категорий граждан Законом о занятости предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства.

К числу таких граждан относятся:

  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
  • обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ (п. 3 ст. 4 Закона).

Подбор работы таким гражданам требует их предварительной трудовой адаптации, и поэтому для них признается подходящей любая оплачиваемая работа, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что граждане, уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, не утрачивают своих профессиональных навыков. У них сохраняется прежняя профессиональная подготовка. Причины, по которым они стали безработными, никак не влияют на уровень их профессиональной подготовки, поэтому представляется, что для таких граждан подходящей должна признаваться работа, соответствующая их профессиональной пригодности с учетом уровня профессиональной подготовки.

Тем же, кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, состоит на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работал, т.е. тем, кто утратил мотивацию и навыки к трудовой деятельности, целесообразно прежде всего предложить восстановить (повысить) квалификацию или получить смежную специальность и только в случае отказа — предлагать работу, не требующую предварительной подготовки. Иначе говоря, подходящей работой для этой категории граждан должна считаться любая, в том числе неквалифицированная работа при условии, что им предлагалось восстановить (повысить) квалификацию, получить смежную специальность, но они отказались.

Важным критерием подходящей работы является ее соответствие состоянию здоровья потенциального работника. При подборе подходящей работы с учетом состояния здоровья принимается во внимание возраст гражданина, его физические особенности, наличие хронического заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний. Для того чтобы состояние здоровья гражданина было учтено органами службы занятости при подборе подходящей работы, необходимы соответствующие медицинские документы. Однако представление таких документов по Закону о занятости не требуется. Исключение составляют лишь лица, признанные инвалидами. Они должны представлять индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). Таким образом, граждане, не относящиеся к категории инвалидов, но имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, не представившие соответствующие документы, не могут требовать учета состояния здоровья при предложении им подходящей работы.

Еще одним важным критерием подходящей работы является учет условий последнего места работы. Как правило, в первую очередь сюда включаются условия охраны и оплаты труда. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о занятости подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы гражданина. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В соответствии с Законом о занятости не считается подходящей работа , если условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда. Описание характеристик условий труда имеет особое значение при работе в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Потенциальный работник должен заранее знать, выполняются ли работодателем возложенные на него обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, перечень которых содержится в ст. 212 Трудового кодекса РФ. Иные условия труда (работа в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, наличие компенсаций и льгот за работу в таких условиях), которые Трудовым кодексом РФ отнесены к разряду существенных (ст. 57 ТК РФ), при определении подходящей работы во внимание не принимаются. В связи с этим неправомерным будет считаться отказ безработного от работы во вредных условиях труда, если ему такая работа не противопоказана по состоянию здоровья, или от работы с частыми и продолжительными командировками, многосменной работы и т.п.

При определении подходящей работы используется также представляющий жизненно важный интерес для потенциального работника критерий максимальной удаленности предлагаемой работы от места жительства безработного. Статьей 4 Закона о занятости предусмотрено, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия безработного. Кроме того, новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности. В соответствии с Законом о занятости максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного предписано определять органам службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности с учетом нормативных актов по данному вопросу органов местного самоуправления.

Закон о занятости не обязывает органы службы занятости при подборе подходящей работы учитывать особенности личного, в том числе семейного положения безработного, однако на практике органы службы занятости учитывают пожелания безработных граждан, а также в определенной степени принимают во внимание соответствие предлагаемой работы особенностям личного и, прежде всего, семейного положения граждан.

Подходящая работа

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

— впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);

— уволенных более одного раза в течение года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;

— ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

— направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, отказавшихся повысить (или восстановить) квалификацию по имеющейся специальности, получить смежную профессию или пройти переподготовку после первоначального (12-месячного) периода безработицы;

— состоящих на учете в органах занятости более полутора лет, а также более 3 лет не работавших;

— обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Не считается подходящей работа:

— если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

— если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

— если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этом максимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.

⇐ Предыдущая31323334353637383940Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 121 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…