Государственный сберегательный заем российской федерации. Облигации государственного сберегательного займа рф История появления и особенности огсз

В сентябре 1995 г. на российском финансовом рынке появился новый финансовый инструмент - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Если ГКО, ОФЗ и другие государственные бумаги адресованы достаточно крупный финансовым структурам, то ОГСЗ доступны юридическим и физическим лицам, которые к тому же могут быть и нерезидентами. Главная цель нового займа - привлечь свободные средства населения для покрытия дефицита бюджета. Облигации имеют исключительно низкий номинал - 100 и 500 тыс. руб., так как рассчитаны на массового потребителя.

Эмитентом ОГСЗ является Министерство финансов РФ. Первая серия ОГСЗ была выпущена 27 сентября 1995 г. номинальной стоимостью 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. Общее количество облигаций номинальной стоимостью 100 тыс. руб. составляет 5 млн штук, номинальной стоимостью 500 тыс. руб. - 1 млн штук. Объем выпуска ОГСЗ первой серии составляет 1 трлн руб.

ОГСЗ являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Они выпускаются в бумажной форме. Срок обращения облигаций - 1 год.

Каждая облигация имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации. Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов (ОФЗ). Этот доход не будет облагаться налогом на прибыль с юридических лиц и подоходным налогом с физических лиц.

В отличие от предшествующих аналогичных займов, например известного всем трехпроцентного займа, где государство продавало и покупало облигации, размещение облигаций сберегательного займа осуществляется по рыночным ценам через уполномоченные банки и финансовые организации, купившие облигации у Министерства финансов.

Для размещения ОГСЗ проводились закрытые конкурсы. Минимальная заявка на покупку облигаций составляла 10 млрд руб. Конкурс выигрывал банк или финансовая организация, предложившая более высокую цену. При этом вводится ограничение на покупку облигаций - на сумму не более 200 млрд руб. по номинальной стоимости. Таким образом исключается монополизация рынка. В результате проведенного Министерством финансов конкурса андеррайтерами помимо Сбербанка стали несколько десятков крупнейших банков, которые и начали процесс размещения облигаций среди инвесторов. По первой и второй серии участвовали в торгах 48 и 51 банк. По условиям выпуска ОГСЗ банки заключают договор с Министерством финансов, согласно которому 90% объема покупки облигаций должно быть продано в течение 60 дней. Из 90% этих облигаций 50% должно быть продано за наличные деньги, т.е. физическим лицам.

По условиям выпуска ОГСЗ принять участие в их распространении могут все коммерческие банки и финансовые организации, которые имеют лицензию на право работы со средствами населения.

При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

Посредством размещения нового финансового инструмента Минфин профинансирует неинфляционным методом дефицит бюджета, мобилизует денежные излишки населения, обеспечит массовому инвестору удобный способ хранения и приумножения его средств.

Первый выпуск облигаций, включивший 10 серий, явился успешным. На протяжении всего года спрос на бумаги превышал предложение, особенно к концу 1996 г. Министерство финансов соблюдало все объявленные ранее правила обращения облигаций, что увеличивало доверие населения к вложениям в ценные бумаги. Это подтверждают итоги аукциона по последней, 10-й серии. Объем заявок на покупку в 4 раза превысил объем эмиссии. Средневзвешенная цена покупки поднялась выше номинала и составила 102,18%. При таком ажиотажном спросе Министерство финансов провело дополнительный выпуск облигаций в объеме 1 трлн руб. по цене 102,25% от номинала и увеличило объем первого выпуска ОГЗ с 3 до 11 трлн руб. Чистый доход бюджета от размещения облигаций в прошедшем году составил 3,155 трлн руб.

Доходность по первому купону 1-й серии ОГСЗ составила 102,72%, по второму купону - 104,28%. В дальнейшем доходность ОГСЗ снизилась до 32,66% годовых. Максимальная доходность - 164,56% годовых - была зафиксирована по четвертому купону 1-й серии (июнь 1996 г.), что связано с событиями политической жизни страны.

Облигации государственного сберегательного займа удачно вписались в свою нишу на рынке. В июне 1998 г. осуществлен выпуск ОГСЗ двадцать восьмой серии сроком на два года с 17 июня 1998 г. по 16 июня 2000 г. номинальной стоимостью 500 руб. Объем выпуска облигаций составляет 1 млрд руб., общее количество - 2 млн.

Выпуск ОГСЗ двадцать восьмой серии считается состоявшимся в случае размещения не менее 20% общего количества выпущенных облигаций.

Рынок облигаций сберегательного займа является одним из самых привлекательных для частных инвестиций, а сами облигации представляют собой ликвидный финансовый инструмент, доступный рядовому вкладчику.

Облигации государственного сберегательного займа

В сентябре 1995 г. на российском финансовом рынке появился новый финансовый инструмент - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Если ГКО, ОФЗ и другие государственные бумаги адресованы достаточно крупным финансовым структурам, то ОГСЗ доступны юридическим и физическим лицам. Главная цель данного займа -^ привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета. Облигации имели низкий номинал - 100 и 500 тыс. руб., так как были рассчитаны на массового потребителя.

Срок обращения облигаций - 1 год. Выпускаются ОГСЗ в бумажной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации. Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

В декабре 1997 г. были выпущены ОГСЗ двадцать четвертой серии сроком на 2 года - с 18 февраля 1998 г. по 17 февраля 2000 г. Объем выпуска составил 1 млрд руб. при номинале облигаций 500 руб. Общее количество облигаций - 2 млн шт.

Каждая облигация имела четыре купона. Купонный период составлял шесть месяцев и определялся с даты начала выпуска. На 1 января 2000 г. было выпущено 29 серий ОГСЗ.

Казначейские обязательства

В 1994 г. появился еще один вид ценных бумаг- казначейские обязательства (КО). Цель их выпуска - безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Эмитентом КО являлся Минфин, который выпускал их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имели единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения.

Казначейские обязательства выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях. Ими выступали, по согласованию с первыми держателями КО, банки-агенты Минфина, имеющие депозитарии в качестве своих подразделений. Уполномоченные банки осуществляли денежные расчеты с конечными держателями КО на момент их погашения на основе выписок со счетов «депо», подтверждающих права собственности на КО.

Казначейские обязательства могли без ограничений выполнять роль платежных средств за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога. КО можно было обменивать на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов.

Особенность КО состоит в том, что это - гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета. К 1997 г. выпуск данной ценной бумаги был прекращен.

Облигации внутреннего государственного валютного займа

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.

Эмитентом облигаций выступал Минфин, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составлял 3% годовых. Номинал облигаций - 1 тыс, 10 тыс. и 100 тыс. долл. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

Неотъемлемой частью облигации служит комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям было намечено осуществить в следующие сроки:

Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы. ЦБ РФ может назначить дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).

Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Они оказались очень привлекательными для иностранного инвестора, так как уровень их доходности значительно превышал уровень доходности на зарубежных фондовых рынках.

Успешно погашены облигации первого, второго и третьего траншей. В обращении остались облигации четвертого транша -объем 2,627 млрд долл. - 14 мая 2003 г., пятого транша - объем 2,167 млрд долл. - 14 мая 2008 г.

Золотые сертификаты

Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов РФ были выпущены Золотые сертификаты.

Первый выпуск Золотых сертификатов находился в обращении с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат был именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Минфин гарантировал доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс, ценных бумаг, т.е. 100 т золота, депонированных Минфином в Государственном российском комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Первичное размещение Золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения Золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую Заявку в Минфин, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Минфином.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи Золотых сертификатов юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификата не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т.е. 100 г золота.

Начисление и выплата процентного дохода по Золотым сертификатам производились Минфином ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.

В целом первый выпуск Золотых сертификатов оказался не очень популярным в силу его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые, в отличие от Золотого сертификата, не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.

Погашение Золотого сертификата производилось Минфином в рублях по курсу Центрального банка РФ или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка РФ на совершение операций с драгоценными металлами. Поэтому была размещена лишь незначительная часть эмиссии (с начала октября было продано к концу 1993 г. всего 10% общей суммы эмиссии). Основными покупателями были банки «Менатеп», «Российский кредит», Промстройбанк и др.

Вторичный рынок Золотых сертификатов практически отсутствовал. Он был самым вялотекущим сектором рынка государственных ценных бумаг.

Контрольные вопросы

  • Каково определение государственного кредита?
  • Чем отличается государственный кредит от банковского?
  • Что вы понимаете под государственным долгом?
  • Каков внешний и внутренний долг РФ?
  • Назовите основные инструменты управления государственным долгом.
  • Какова основная форма государственного кредита?
  • Какова классификация государственных ценных бумаг?
  • Каково понятие «рыночная стоимость облигации»?
  • Что такое текущая доходность ценной бумаги и как она определяется7
  • Что такое полная доходность ценной бумаги и как она определяется?
  • Каковы основные условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ (ГКО)?
  • Чем ОФЗ отличается от ГКО?
  • Когда начат выпуск ОГСЗ и с какой целью?
  • В каких целях и когда были выпущены казначейские обязательства?
  • В чем состоит особенность КО как ценной бумаги?
  • В какой валюте выпущены ОВВЗ и на какой срок?

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства -- облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год с 27 сентября 1995 года (первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500 тыс. рублей. Они являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Объем выпуска составляет 1 трлн. руб. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период составляет четыре календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. ОГСЗ дает их владельцам право на получение процентного дохода, который превышает уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купонам выплачиваются ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72% годовых.

Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Эти условия являются более привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.

Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц определен в 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней с даты приобретения должен разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно быть реализовано за наличный расчет.

Условия выпуска предусматривают возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не менее 10 млрд. руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов ввело максимальный объем покупки облигаций в размере 200 млрд. руб. по номинальной стоимости.

Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн. рублей был выкуплен банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги. Вместе с тем, несмотря на введенные ограничения с целью не допустить сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.

В начале ноября 1995 года выпущена в обращение вторая серия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов установило премию к первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитента можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России ОГСЗ являются долгосрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента.

Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций второго транша, была отклонена лишь одна. Облигации по номинальной стоимости распространены на сумму 768,7 млрд. рублей.

К началу января 1997 года Министерством финансов эмитировано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн. рублей по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, поступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн. рублей. Были погашены три выпуска. Платежи по купонному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около 5 трлн. рублей.

Структура заключаемых сделок свидетельствовала о том, что они носили краткосрочный спекулятивный характер, так как в 1996 году торговали в основном ближайшими к купонному погашению выпусками.

Спецификация и основные характеристики ОГСЗ представлены в табл.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) были выпущены во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.08.95 г. № 836 «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» согласно генеральным условиям выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1995 г. №812. В отличие от ГКО и ОФЗ ОГСЗ не были заморожены 17 августа 1998 г:, однако возникший вследствие отказа государства платить по прочим своим внутренним обязательством кризис доверия привел к тому, что рынок ОГСЗ был, по сути, уничтожен.

ОГСЗ начали размещаться 27 сентября 1995 г. на основании условий выпуска облигаций государственного сберегательного займа Российской Федераций первой серии, утвержденных приказом Минфина России от 05.09.1995 г. № 99. Срок обращения ОГСЗ составлял один год, номинал - 100 000 руб. и 500 000 руб.

Целью эмиссии ОГСЗ явилось стремление привлечь к финансированию бюджетного дефицита свободные средства населения. В частности, владельцам облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. предоставлено право добровольно обменивать их на ОГСЗ. То, что к моменту выпуска ОГСЗ удалось добиться стабилизации курса доллара, делало эту задачу практически полнимой.

В качестве эмитента ОГСЗ выступил Минфин России. Общий объем эмиссии ОГСЗ так же, как и ОФЗ, определяется в пределах лимит, а государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Таким образом, следует отметить стремление экономического руководства страны упорядочить процесс финансирования бюджетного дефицита и ввести его в определеннее рамки. Объем эмиссии в 1995-1998 гг. должен был составить 10 трлн руб., десятью сериями по 1 трлн руб. каждая.

Круг владельцев ОГСЗ, несмотря на их ориентацию на средства населения, определен такой же, как и для ОФЗ, т.е. фактически не ограничен.

Однако в отличие от ОФЗ и ГКО ОГСЗ являются документарными и предъявительскими ценными бумагами. Доход по ОГСЗ начисляется ежеквартально, и согласно генеральным условиям выпуска должен был превышать уровень доходности прочих государственных ценных бумаг. На практике этот доход был приравнен к доходности по ГКО.

Естественно, такая доходность должна была бы приводить к стремлений вложить средства в ОГСЗ в первую очередь со стороны финансовых структур. Поэтому уполномоченные организации обязаны согласно условиям проведения подписки на ОГСЗ продать в течение 60 дней с момента начала выпуска не менее 90% облигаций, приобретённых по подписку Минфина России. Вероятно, эта мера была сочтена недостаточной, и в условиях выпуска ОГСЗ первой серии доход по купону уравнен с последнее официально объявленной купонной ставкой по ОФЗ.

Среди других условий подписки - наличие лицензии на право работы со средствами населения; установление Минфина России минимальной цены приобретаемых у него по подписке ОГСЗ на уровне 98% номинальной стоимости установление минимального объема покупки - 10 млрд руб. по номинальной стоимости и максимального объема - 200.млрд руб. Естественно, в первую очередь удовлетворяются заявки) поданные по более высокой цене.

Хотя Минфин России и был заинтересован в развитии рынка ОГСЗ (единственного на тот момент привлекательного для мелкого инвестора), к факторам, сдерживающим его расширение, можно отнести частые выпеки ОГСЗ и отсутствие широкой рекламной кампании.

На этом рынке коммерческие банки выступили в первую очередь в качестве агентов мелких инвесторов. Отсутствие организованного рынка ОГСЗ привело к низшей по уравнению с ГКО и ОФЗ ликвидностью данной бумаги. Недоверие к государству привело к тому, что население не стремилось вкладывать средства в государственные бумаги, а краткосрочные операции с ОГСЗ малорентабельны для мелких инвесторов из-за высокого уровня банковской маржи.

Рынок ОГСЗ носит черты банковского еще в большей степени, чем рынок ОФЗ. В предложении о подписке на ОГСЗ банки даже выделены в специальную группу. Коммерческие банки вплоть до самого краха рынка государственных ценных бумаг в августе 1998 г. активно внедряли свои схемы работы с ОГСЗ.

После августа 1998 г. монетарные власти в значительной степени утратили интерес к ОГСЗ. Такое отношение к ОГСЗ отчасти было связано и с тем, что рынок этих предъявительских бумаг в значительно меньшей степени поддается контролю и директивному регулированию.

В сентябре 1995 г. на рынке государственного долга появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Их выпуск состоялся в соответствии с Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. № 836 «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации».

Срок обращения 1–2 года.

Номинал 100–500 рублей.

Форма существования документарная.

Эмитент – Минфин.

Форма владения – предъявительская.

Форма выплаты дохода – купонная. Процентный доход по каждому купонов облигаций определяется Минфином РФ и равняется официально объявленному Госкомстатом России уровню инфляции за последние шесть месяцев, предшествовавших дате объявления купонного дохода, увеличенному на 0,2 пункта. Это означает, что заем обеспечивает не только получение минимального дохода, но и защищает вложенные средства от обесценения.

Владельцы ОГСЗ, которыми могут быть юридические и физические лица, в том числе нерезиденты, имеют право на получение купонного дохода раз в квартал или в полугодие, в зависимости от выпуска, и при погашении облигаций – суммы основного долга в размере номинальной стоимости облигаций, которая обычно равна 500 рублям.

Ставка купонного дохода по ОГСЗ действительна только на один купонный период, продолжительность которого по ОГСЗ составляет три месяца или полгода. Первый купонный период начинается с даты выпуска займа и продолжается до даты выплаты купонного дохода по первому купону. Последующие купонные периоды, соответственно, – с даты выплаты купонного дохода по погашаемому купону до даты выплаты купонного дохода по следующему купону. Ставка купонного дохода объявляется эмитентом за неделю до начала следующего купонного периода

Сбербанк является банком, уполномоченным производить расчеты по ОГСЗ. Первое размещение происходит на закрытом рынке. Свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Предъявительская и бумажная форма выпуска облигаций при достаточно высокой доходности породили трехуровневое обращение ОГСЗ: биржевое, внебиржевое и «уличное». Многие банки и финансовые компании проводят операции не только по продаже, и покупке ОГСЗ, но и кредитуют клиентов под залог облигаций, то есть проводят сделки RЕРО.

Появление и развертывание государственного сберегательного займа породил некоторые проблемы. Главной из них является то, что заем не дошел в предполагавшихся масштабах до массового инвестора – физических лиц. Процедура выпуска и обращения ОГСЗ оказалась благотворной для оседания основной массы облигаций в инвестиционных портфелях оптового покупателя. Поэтому заем не выполнял своего назначения: привлечь средства населения к решению финансовых проблем страны и обеспечить надежной защитой сбережения физических лиц.

ОГСЗ не были заморожены в августе 1998 г., государство исправно выполняло и выполняет свои обязательства по этим облигациям.

Таблица 6.7

№ сер.

Объявленный купон. доход

Дата выпуска

Дата выплаты пред. купона

Дата выплаты очер. купона

Дата погаш. ОГСЗ

Число дней до выпл

Число дней до погаш.

11.20

20.07.00

20.01.01

20.07.01

20.07.01

12.40

28.09.00

28.03.01

28.09.01

28.09.01

12.90

20.12.00

20.06.01

20.12.01

20.12.01

11.08.2004 Министерство финансов РФ списало с государственного внутреннего долга России задолженность по облигациям государственных сберегательных займов Российской Федерации (ОГСЗ) с первой по двадцать девятую серию включительно, срок исковой давности по которым истек. Общая сумма списанной задолженности составляет 99 млн 741 тыс. 800 руб. Таким образом, операции по выплате купонного дохода и погашению указанных серий ОГСЗ не производятся, отметили в Минфине РФ. ОГСЗ с первой по двадцать девятую серию (сроки обращения – один и два года) выпускались в период с 27 сентября 1995г. по 15 июля 1998г. Дата окончания погашения последнего из этих выпусков – 15 января 2001г., дата окончания срока исковой давности по нему – 15 января 2004 года.

В 2000 г. возобновился выпуск ОГСЗ. Объем последней эмиссии (32 серия) составляет 1 млрд рублей, доходность была довольно высока и колебалась на уровне 15 – 17% годовых (табл. 6.7).

ОГСЗ последних выпусков оказалась, по словам заместителяминистра финансов того времени Беллы Златкис, «на редкость плохо предсказуемой и затратной» облигацией. В связи с этим с 2002 года Минфин больше не выпускает так и не доходившие до населения облигации ОГСЗ.