Основные виды социальной работы с семьей. Формы социальной работы с семьями

Основными функциями деятельности социального работника с семьей являются:

· диагностическая;

· прогностическая;

· коммуникативная;

· развития профессиональных и личностных качеств;

· консультативная;

· охранно-защитная;

· предупредительно-профилактическая;

· посредническая.

В диагностическую функцию входит изучение личности ребенка и семьи в социуме на основе современных научных методов прикладной и теоретической социологии, психологии, педагогики. Диагностика процесса формирования культуры семьи включает:

· анализ усилий, затрачиваемых педагогами и родителями;

· информацию о социальной инфраструктуре микрорайона;

· сведения о характере влияний окружающей среды на развитие детей;

· педагогику отношений в семье и школе.

Социальная работа опирается на точные сведения о демографической ситуации в микрорайоне. Важно знать: количество детей и подростков, проживающих в данном месте, средний возраст мужчин и женщин, количество неполных и многодетных семей, профессиональный статус жителей микрорайона, их образовательный и культурный уровень, интересы и увлечения детей. Выявляя реальное положение дел в семье, определяются социально уязвимые семьи, анализируются их ситуационные проблемы и трудности, устанавливаются причины их проявлений.

Для анализа причин дисгармонии семьи необходимо знать её важнейшие характеристики: функции, структуру и динамику. Анализ причин дисгармонии семьи начинается с нарушения функций, структуры, динамики. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: определенные условия жизни семьи, взаимоотношения в семье, неправильное распределение обязанностей среди всех членов семьи, которые ведут к перегрузкам и порождают конфликты.

На диагностическом этапе рассматривают основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных:

· подозрения на душевные заболевания: сбивчивое, путаное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;

· неучет реакции консультанта;

· отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;

· исключительная психологичность проблем, формируемых клиентом;

· нереальность запроса;

· поиска социальных союзников;

· детского неблагополучия и родительской тревожности;

· нелюбящего родителя;

· неуверенного родителя;

· личного неблагополучия.

На этом этапе выделяются и анализируются:

· объекты жалоб родителей;

· нарушение психического и соматического здоровья;

· ролевое поведение;

· соответствие поведения возрасту, психическим нормам;

· индивидуальные психические особенности;

· психологическая ситуация;

· объективные обстоятельства.

Диагностическая функция предполагает анализ:

· уровня успеваемости и общего развития детей;

· системы воспитательной работы в классе;

· семейного уклада: традиций, ценностных ориентаций, воспитательного потенциала семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей (высокий, средний, низкий);

· нужд семьи;

· эмоциональных реакций родителей и детей на проводимые мероприятия и степени их удовлетворенности;

· общения с родителями, моментов напряженности в отношениях с ними и причин;

· основных поведенческих синдромов родителей;

· механизмов влияния семейного социального педагога на повышение психолого-педагогической культуры родителей;

· индивидуального стиля педагогического общения, поведения в сложных ситуациях с детьми, в том числе и конфликтных;

· культуры умственного труда и самосовершенствования (уровень овладения педагогическими умениями, авторитет у коллег, учащихся и их родителей).

Применяются следующие способы воздействия:

1) прямой (традиционный). Он основан на волевом воздействии на психику родителей и поэтому менее эффективен;

2) косвенный (опосредованный). Более эффективный, так как происходит опосредованное воздействие на семью через потребности, интересы, запросы, мотивы, умения с помощью социальных педагогов, работающих в микросоциуме с семьями учащихся.


Прогностическая функция заключается в прогнозировании процесса воспитания и развития здорового образа жизни семьи, в создании предпосылок для личностных достижений. Практика показала, что и диагноз, и правильный прогноз важны для своевременной коррекции неблагополучного развития личности ребенка и семьи в целом.

На основе комплексной диагностики разрабатываются программы помощи ребенку, родителям, учителям, направленные на стимулирование положительных проявлений в индивидуальности ребенка, на создание его душевного комфорта, на оказание психолого-педагогической поддержки его реальных возможностей и способностей. Методом работы специалиста по прогнозированию является психолого-педагогический консилиум, способствующий позитивному изменению сложившейся ситуации в семье и позволяющий моделировать наиболее важные для ребенка отношения.

Одной из ведущих в деятельности социального работника является коммуникативная функция , т.е. умение организовать целесообразное, конструктивное взаимодействие субъектов деятельности.

Не менее важна функция развития профессиональных и личностных качеств социального работника. Чтобы оказать конструктивную помощь, нужно обладать качествами, облегчающими общение: умением быть самим собой, пониманием внутреннего мира другого человека, безусловным принятием человека.

Смысл консультативной функции в том, что она основана на информации, полученной социальным работником в содружестве с психологами, врачами, юристами и ее соотнесения с научными теориями и рекомендациями. Выдаются советы и методики, обеспечивающие коррекцию поведения детей, членов семьи, педагогов, профилактику или стимуляцию любого социального процесса, явления. Корректировать – означает исправлять отклонения в развитии, деятельности и взаимоотношениях детей и членов семьи.

Имеются две стратегии оказания психологической помощи: симптоматическая и причинная.

Симптоматическая предполагает воздействие на непосредственные проявления того или иного «отклонения». Например, для того чтобы снизить уровень агрессивности ребенка, нужно исключить ответную агрессию, переместить ее на доступный объект, отвлечь внимание и т.п. Однако при такой стратегии снимается то или иное негативное проявление, но не его причины.

Причинная стратегия, наоборот, предполагает воздействие на причинную сторону, устранение факторов и условий, побуждающих ребенка вести себя неадекватно. В случае с агрессивным поведением причиной может быть отсутствие любви со стороны родителей, изменение их отношения к ребенку или конфликты со сверстниками. Необходимо констатировать, что успех психокоррекции будет обеспечен, если применяются обе стратегии одновременно с приоритетом причинной.

Охранно-защитная функция состоит в создании условий для полноценного развития ребенка, направленных на защиту его прав на жизнь, образование, досуг, свободу слова, религиозную свободу, получение информации, выражение собственного мнения. Кроме того, социальный работник может представлять интересы и защищать социальные права клиента, где это необходимо, включая суд и прокуратуру.

Предупредительно-профилактическая функция заключается в учете социальных, правовых, психологических и педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, конфликтных ситуаций, способных оказать отрицательное воздействие на ребенка, и разработке на основании собранной информации комплекса мер, предотвращающих развитие негативных тенденций, их влияние на личность и семью.

Посредническая функция предполагает учет влияния всех социальных институтов на формирование и развитие личности, сплачивание единомышленников в поисках оптимальных решений, осуществление связи с обществом, с различными службами и центрами, оказывающими, прежде всего, содействие и поддержку в преодолении трудных ситуаций ребенку, семье.

по дисциплине « семьеведение » на тему:

Социальная работа с семьей

Выполнила:

Проверила: Новосибирск 2007 Содержание:

Введение.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально - классовым признакам. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с. (с. 255)

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации - успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. (с60).

Функции и типы семей.

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоле-ния трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, за-висят благополучие и долголетие семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интер акти вной (организация взаимодействия), перцептuвной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотноше-ния между людьми складывается по-разному, возможно существо-вание разных вариантов семей.

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной , образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.

Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной . Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. говорить о бездетных, однодетных, многодетных или .малодетных семьях.

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи .

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится стар-шему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость жен-щины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство,

2. Нетрадиционн ая (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на:участие в общественном труде на ряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. (с58 - 59).

Можно так же выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях.

Функции семьи в различных средах деятельности:

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве

Хозяйственно - бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно - бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение в семье

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообщенние членов семьи

Социально - статусная

Предоставление определенного статуса членам семьи

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга

Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабильность индивидов и их психотерапия

Получение индивидами психологической защиты

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

Таким образом, выполняя такое количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой- либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи.

Проблемы в современной семье.

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась отряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

1. Социально - экономические проблемы : К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально - бытовые проблемы : по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

3. Социально - психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально - типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.

5. Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально - психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально - экономический, медико-санитарный, социально - демографический, социально - психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004 - 692 с. (с. 501 - 514)..

Итак, современная российская семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к насущной потребности профессионального вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института - семьи.

Сущность и содержание социальной работы с семьей.

Современная семья призвана не только решать многочислен-ные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи-тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози-тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур-сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле-дующие функции:

Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

Социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

Координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со-циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61)..

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из :

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

v Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

v Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

v Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

v Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2. - Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

· содействие в открытии предприятий семейного типа;

· профессиональная ориентация детей и подростков;

· выплата пособий по временной не занятости;

· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

· оказание помощи в кадровом обеспечении;

· социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются :

1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).

5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

- повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;

- помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

- повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

- помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

- Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни;

- регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.

- Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

Заключение.

В работе мы проанализировали типы семей, выделили среди них актуальные для социальной работы: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Перечислили основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно - бытовой, экономической, сфере первичного социального контроля, сфере духовного общения, социально - статусной, досуговой, эмоциональной, сексуальной. Тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте.

Описали проблемы современных семей, разбив их на несколько групп: Социально - экономические проблемы, Социально - бытовые проблемы, Социально - психологические проблемы, Проблемы стабильности современной семьи, Проблемы семейного воспитания, Проблемы семей группы риска.

Перечислили направления социальной работы с семьей и раскрыли их содержание: социальная защита семьи, социальная поддержка семьи, социальной обслуживание семьи. В рамках социального обслуживания семьи заострили свое внимание на Центрах социально помощи семье и детям.

Пришли к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Список литературы.

1. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. - 479 с.

2. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.

3. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004 - 692 с.

4. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с.

5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 236 с.

6. Технология социальной работы с семьей и детьми / Департамент труда и социальной защиты Ханты - Мансийского АО / Под общ. ред. Ю. В. Крупова. - Ханты -Мансийск: ГУИП «Полиграфист», 2003. - 117 с.

7. Словарь справочник по социальной работе. \ Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997. - 397 с.

8. Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.

9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роль и функциональная зависимость супругов, положение детей.

Особенностями современной российской семьи являются: увеличение числа малодетных семей; активный рост числа неполных семей; увеличение численности социально незащищенной, уязвимой группы детей, в первую очередь детей из бедных семей; снижение воспитательного потенциала семьи; распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях.

Семьи подразделяются и по такому основанию, как объективный риск социальной уязвимости, а значит потребности в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах (к такой категории относятся, в частности, семьи одиноких матерей). Специфические трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку или попечительство; многодетные семьи. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми в возрасте до трех лет. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми: в большинстве случаев они фактически являются иждивенцами родителей. Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев с несовершеннолетними детьми.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей:

  • 1. Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).
  • 2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
  • 3. Бесплатное и льготное предоставление продуктов питания и предметов первой необходимости, таких как детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.
  • 4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, предоставление социальных услуг).

Применительно к семьям различных категорий используются различные технологии социальной работы.

Виды и формы социальной помощи можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей) и социально-экономические, направленные на поддержание стабильности семьи, социальное развитие семьи и ее членов.

Социальные технологии работы с молодой семьей

Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака при условии, что один из супругов не достиг 30 лет.

Есть основания рассматривать социальные технологии в качестве ресурса, позволяющего повысить эффективность управленческого воздействия на процесс институализации молодой семьи и решение демографических задач.

Классификацию социальных технологий, содействующих институализации молодой семьи, целесообразно, на наш взгляд, осуществлять по следующим основаниям: по уровню управления (федерального, регионального, муниципального, местного); по видам организации управления (административно-управленческие, адаптационные, внедренческие, обучающие, информационные, инновационные); по социальной организации (социального развития, социальной защиты и поддержки, демографические); исследовательские (технологии социологического исследования, мониторинга); по характеру решаемых задач (технологии в сфере предпринимательства, саморазвития семьи, организации досуга).

Обозначенные виды социальных технологий могут реализоваться в различных сферах общественной жизни - экономической, социальной, духовной.

На экономическом уровне технологического решения требуют следующие проблемы:

  • - установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирования процесса создания для них рабочих мест, осуществления (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготовки;
  • - оказание государственной поддержки развитию индивидуальной трудовой деятельности, семейному предпринимательству, фермерству и другим видам предпринимательства.

В этом плане внушают оптимизм:

  • - предоставление льготных ссуд для взрослых членов молодой семьи с целью получения профессионального образования;
  • - обеспечение эффективного государственного контроля за соблюдением законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;
  • - создание условий для фактического равенства прав и возможностей на рынке труда мужчин и женщин, обеспечения равенства по оплате мужского и женского труда.

Особо значимой для государства становится демографическая политика, предусматривающая регулирование репродуктивного поведения супругов с целью стимулирования деторождения. С этой целью могут быть использованы следующие технологии:

  • - налоговые льготы и социальные выплаты, достаточные для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая уход за детьми, оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства;
  • - индексирование "материнского капитала", на которое имеют право матери, родившие второго ребенка;
  • - система выплаты пособий для молодых семей, имеющих несовершеннолетних детей, увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за первым, вторым, третьим и каждым следующим ребенком;
  • - кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья, обеспечение льготного получения жилья для многодетных семей и семей с детьми инвалидами;
  • - обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети учреждений различных форм собственности, повышение уровня заработной платы работников дошкольных учреждений, государственных льгот по оплате за посещение детского дошкольного учреждения;
  • - развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений для гармоничного духовно-нравственного, физического и художественного развития детей;
  • - развитие системы охраны репродуктивного здоровья, бесплатного лечения бесплодия женщин и мужчин, санитарного просвещения по вопросам безопасного материнства и профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

В сфере социальной политики для молодой семьи актуальны следующие технологии:

  • - охрана здоровья семьи путем обеспечения доступности для всех семей медицинской помощи на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
  • - расширение сети учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;
  • - оказание помощи молодой семье в воспитании детей путем издания и распространения литературы по воспитанию детей и по проблемам семейных отношений, государственной поддержки нравственно-этического и экологического просвещения.

В духовной сфере применяются технологии, способствующие удовлетворению молодыми супругами культурных запросов, потребности в образовании, общении, отдыхе, реализации творческих наклонностей.

Разработка, конструирование и реализация социальных технологий работы с молодыми семьями предполагают прохождение нескольких этапов.

На теоретическом этапе определяются цели, объекты технологизации, осуществляется операционализация социального процесса институализации на составляющие направления и выбираются соответствующие им виды социальных технологий.

На методическом этапе разрабатываются методы работы, рекомендации для социальных служб, проводятся мониторинговые исследования с целью определения степени эффективности той или иной технологии, проводятся научно-практические мероприятия, обобщается и распространяется положительный опыт.

На процедурном этапе ведется практическая работа по реализации социальных технологий.

Важным аспектом достижения эффективности в применении социальных технологий является учет при разработке методов и методик специфики социально-экономического положения, нравственного состояния молодой семьи, социокультурных особенностей среды жизнедеятельности, состояния нормативно-правовой базы, затрагивающей интересы молодой семьи.

К малодетной семье относятся семьи с 1-2 детьми. Иногда выделяют однодетные семьи. В таких семьях есть благоприятные возможности формирования у детей (и у родителей) социально- психологических качеств, адекватных полоролевых типов поведения, ответственность за свои действия и поступки. При разработке социальных технологий специалисты отмечают в однодетной семье отрицательную сторону психолого-педагогического свойства, связанную с воспитанием единственного ребенка. К ребенку родители бывают слишком добры, многое прощают, все позволяют и удовлетворяют все его прихоти; ребенок быстро привыкает к своей особой роли и не чувствует особой необходимости заботиться о других.

Со значительной частью проблем малодетная семья справляется сама, однако она также нуждается во внимании социальных педагогов, социальных работников. Ведь эта семья может быть как молодой, так и пожилой, благополучной или неблагополучной и т. п., а следовательно, испытывать те трудности, которые характерны для таких категорий семей.

Неблагополучная семья. Такие семьи неспособны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К ним относятся: смешанные (как правило) и внебрачные семьи; неполные семьи; проблемные, конфликтные, кризисные, невротические, педагогически слабые, дезорганизованные и т. п. семьи.

В таких семьях чаще преобладает культ личных, эгоистичных интересов, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе.

В неблагополучных семьях появляются "трудные" дети (до 90% их имеют отклонения от нормы в поведении). Часто в неблагополучных семьях наблюдается психологическая несовместимость ее членов и с микроокружением, т. е. своеобразное понимание проблем сплоченности, авторитета, лидерства и т. д. Нередко конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер, социализация детей в таких семьях протекает обычно стихийно.

Проблемы неблагополучных семей самые разнообразные: трудности супружеских взаимоотношений; противоречия во взаимоотношениях родителей и детей, подростков; разногласия во взглядах на воспитание детей и роли в этом каждого из родителей; гипертрофированные потребности одного или обоих супругов и т. д. Все это и многое другое создает условия для хронического неблагополучия, семья балансирует на грани распада. Поэтому для социальной работы неблагополучные семьи являются основным объектом.

Неполные семьи. Образуется после развода супругов, овдовении одного из супругов, при рождении ребенка женщиной вне брака ("материнская" семья") либо, наоборот, при официальном усыновлении (удочерении) ребенка одиноким мужчиной или женщиной.

В России неполной является каждая б-7-я семья. Более половины - 55% - неполных семей (с одним родителем, преимущественно с матерью) практически живут ниже уровня бедности.

Неполная семья как следствие развода. Развод и распад семьи травмирует психику ребенка, из-за этого нередко нарушаются взаимоотношения матери и ребенка. Успеваемость этих детей в школе ниже, чем детей из полных семей, они сравнительно мало читают, большую часть времени проводит вне дома. Около половины правонарушителей среди несовершеннолетних жили в неполных семьях. Они раньше вступают во взрослый мир. Многие психологи считают, что разводы передаются по наследству: ребенок, выросший в неполной семье, усваивает негативные черты поведения и манеры отношения к противоположному полу. Впоследствии выросший человек часто не может сохранить свою семью1. Семьи такого типа нуждаются в социально-психологических технологиях.

Неполная семья, возникшая в результате овдовения. Потеря спутника жизни переживается как катастрофа. Круг общения постепенно ограничивается рамками микроокружения родителя. Абсолютизируется прежняя жизнь, обожествляется умерший супруг или супруга и все живущие блекнут перед этими стереотипами надолго. Восстановление социальной активности членов такой семьи своими силами довольно затруднительно, поэтому на помощь в этом случае также приходят социально-психологические технологии.

Остановимся также на видах экстренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют об их достаточно большой распространенности. Формы жестокого обращения не сводятся только к физическому насилию - это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями. Такое поведение и психологическая атмосфера разрешающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника и требует тщательно разработанных социальных технологий. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих, поэтому специалисту следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи. Кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным членом семьи, явное нежелание оставаться с ним наедине. Ребенок не доверяет взрослым и в итоге может убежать из дому или совершить самоубийство.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органов внутренних дел может дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации. Проявление жестокости по отношению к детям, некоррегируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи непродуктивно, ибо неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех членов семьи с окружающим миром.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии, так как иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают из-за того, чтобы преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением. Она включает лечебные мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию, возможно, социально-трудовую реабилитацию самого алкоголика и его семьи.

Работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином своей судьбы; введение клиента в объединения или клубы ("Анонимные алкоголики", "Анонимные дети алкоголиков" и др.) или создание такого объединения.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, а также ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок.

Возникшие трудности могут быть вызваны любой из названных причин. Семейная терапия включает в себя: нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере; коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов; обучение навыкам неконфликтного общения. Работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии1.

Рассмотрим подробнее важнейшие социальные технологии работы с семьями, находящимися за чертой бедности.

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни. Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы:

распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство;

потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.);

отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы;

неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их;

наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы;

неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей - это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;

дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик. Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. С точки зрения наличия или отсутствия семейных проблем можно разделить семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

Благополучные семьи делятся на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений.

По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

Педагогически несостоятельная семья.

В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

Аморальная семья.

В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению Федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи» .

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Он должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.


ГЛАВА II РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ

2.1 Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьёй

Говоря о практике социальной работы с семьей, нельзя оставить без внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает с проблемными, социально-незащищёнными семьями, а для этого ему необходимо владеть психологическими навыками. Сегодня специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать в системах разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором программ, и во всех этих видах деятельности ему потребуются знания психологии, психоконсультирования, психодиагностики и психокоррекции семейных отношений. О психологических особенностях деятельности социального педагога в работе с семьёй и пойдёт речь в данном параграфе.

Социальная работа – это содержательная деятельность, способная дать удовлетворение человеку своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение проблем семьи, постоянным общением с разными людьми. Она порождает возвышенные, положительные чувства, являющиеся важным источником её мотивации. Вместе с тем могут быть факторы, вызывающие отрицательные эмоциональные реакции и состояния. Сильные переживания вызывают:

Концентрация внимания на проблемах одной семьи;

Не сложившиеся взаимоотношения с клиентом из-за невозможности в данный момент решить его проблему;

Новые задания, резко меняющиеся планы;

Отсутствие очевидных результатов предполагаемых мер, и т.п.

Проблемы клиентов социальной работы, как правило, настолько взаимосвязаны, что при решении одной из них необходимо принимать во внимание ряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это создаёт высокий уровень ответственности и напряженности всей деятельности социального работника, порождает специфические трудности. Имеют место нежелательные эмоциональные реакции, вызванные некомпетентностью клиентов, их бестактностью, попытками вывести социального работника из равновесия и т.д. В этих условиях вспышки негодования, проявления несдержанности, растерянности и других эмоций обычно ещё более усложняют обстановку, накладывают на деловую проблему новую - проблему взаимоотношений. Всё это повышает значимость высокого самообладания, способности сдержать непосредственную эмоциональную реакцию и принять решение, которое диктуется обстоятельствами самого дела.

Особенности познавательных и эмоциональных трудностей дают представление о волевом напряжении, характерном для специалиста социальной работы. Волевые усилия необходимы тем, где работа длительное время не даёт ожидаемого результата, где проявляется недооценка труда социального педагога, вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующие факторы. Они особенно необходимы молодому специалисту, испытывающему «синдром выгорания», обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные и обыденные проблемы определённой категории семей. В этих условиях твёрдость, последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведения дела до конца.

Сегодня же специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором программ, социальным аналитиком, управляющим или работником агентства. Однако, главным образом, он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам семей.

Работа с семьёй может также вестись в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства, службы.

Внимание любой из сфер социальной работы сосредоточено на человеке, на семье. И какие бы не возникали у членов семьи проблемы (психолого-педагогического, социального, правового или другого свойства), они затрагивают всю семью, формируют различные социально-психологические явления, которые или укрепляют или, что чаще всего бывает, разрушают.

Необходимой предпосылкой успешного решения основных проблем семьи является глубокое понимание психолого-педагогических закономерностей социальной работы с ней.

Деятельность специалистов по социальной работе, будь то социальные педагоги или социальные работники, многогранна: в одном случае они проводят консультацию молодых супругов, в другом – совместно с родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем – решают проблемы неполной или многодетной семьи, в четвёртом – занимаются семейной психотерапией, поддержкой и т.д. В принципе, эти многоплановые контакты социального работника с семьями, порождаемые потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьёй. В свою очередь они обуславливают его социально-педагогические понятия о поведении индивида и малой социальной группы, о типах семьи и процессах её социализации, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем, а также о собственно личности социального педагога или работника и присущих ему профессиональных качествах.


2.2 Роль социального работника в организации социальной защиты семьи

Специфика отношений родителя семьи и социальных работников центров социальной помощи семье и детям в формировании их социальной защиты заключается в том, что с одной стороны, оба субъекта являются равноправными, равноценными и автономными партнерами в педагогическом взаимодействии по влиянию на ребёнка. С другой стороны – родитель семьи выступает в роли ученика, т.е. менее компетентным в вопросах социальной защиты семьи, чем социальный работник.

Следовательно, социальный работник помогает родителю семьи в организации такой социальной защиты, которое удовлетворяет всех, и детей в первую очередь. Для этого социальные работники применяют педагогические знания, умения, навыки на практике.

В практике работы с семьей социальные работники применяют современные технологии, вводят новые виды услуг. Социальная работа с семьей начинается с анализа, выявления семей, нуждающихся в социальной помощи и защите, формирования банка данных и разработки социальных паспортов семьи. С этой целью проводится обследование материального положения семьи и социологические исследования среди отдельных категорий семей. Диагностика позволяет безошибочно оказывать нуждающимся социальную защиту, а при улучшении материального положения вносить определенные коррективы. Исходя из этого, обеспечивается социальная защита, в первую очередь, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Важно, что учреждения социального обслуживания семьи и детей работают в контакте с государственными и неправительственными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, органами социальной защиты и опеки. Социальные работники ведут работу с семьями в комплексе, способствуя осуществлению региональных программ по социализации, укреплению и социальной защите семьи. В отличие от других учреждений социального профиля, работающих с определенными категориями населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей решают проблемы самых широких слоев населения. Виды социальной работы с семьей разнообразны и многофункциональны.

На уровне Российской Федерации отработана система комплексной помощи семье и детям. В регионах немало примеров практического применения инновационных технологий по социальному обслуживанию семьи.

Проведенный анализ показывает, что в действующих учреждениях социального обслуживания семьи и детей России помощь в социальной адаптации в основном оказывалась в 2005г. неполным, многодетным, семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (1087 тыс.), семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе и малообеспеченным семьям (856 тыс.).

Как на федеральном, так и на региональном уровнях должна решаться задача по повышению эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и защиты семьи и детей. Для этого требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы, повышение квалификации социальных работников, применение инновационных технологий по работе с различными категориями семьи и детей, что позволит повысить эффективность социальной работы с семьей, увеличить количество семей, охваченных социальной защитой, обеспечить расширение предоставляемых видов услуг и улучшит их качество.