Система арбитражных судов в российской федерации. Система арбитражных судов РФ

Статья 118 Конституции РФ устанавливает, что правосудие в нашей стране осуществляется только судом.

Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Образование, полномочия, и деятельность Арбитражных судов РФ регулируются основным законом РФ - Конституцией, федеральными конституционным законом о судебной системе, федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» , и другими конституционными законами.

Порядок осуществления судопроизводства в арбитражных судах устанавливается Арбитражным процессуальным кодексом.

Арбитражный суд в РФ – это юридическое лицо, которое имеет печать. На печати нанесено наименование Арбитражного суда, а также изображение Государственного герба РФ.

Символами судебной власти Арбитражных судов являются поднятый над зданием суда Государственный флаг РФ, изображение Государственного герба РФ и государственный флаг в зале заседания. в судебных заседаниях осуществляют правосудие в мантиях.

Компетенция Арбитражных судов

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими (предприятия, учреждения, организации) и физическими (индивидуальные предприниматели) лицами, возникающие в процессе их предпринимательской деятельности, споры между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государственными органами с другой стороны, дела об административных правонарушениях, а также иные дела, отнесенные законодательством к компетенции Арбитражных судов.

Если вы находитесь в Москве, юрист по арбитражным делам Носков Игорь Юрьевич окажет квалифицированную юридическую помощь и защитит интересы предпринимателей и компаний, оказавшихся в спорной или затруднительной ситуации.

Если ваша проблема связана с подрядом, недвижимостью, оказанием услуг, торговлей, денежными обязательствами или банкротством, вы пришли по адресу.

«Если судиться, то побеждать» — это принцип, которому Игорь Юрьевич следует в своей работе, а десятки выигранных дел говорят сами за себя.

Основные задачи Арбитражных судов

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» перед Арбитражными судами стоят две основные задачи:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в предпринимательской сфере и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной.

Система Арбитражных судов

1. Высший Арбитражный суд РФ

До 2014 года РФ являлся высшим судебным органом по разрешению споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 02.02.2014г. принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" , в соответствии с которым Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а все вопросы осуществления правосудия, входящие в его компетенцию, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

В связи с этим установлен переходный период сроком на 6 месяцев.

Полномочия ВАС РФ: рассматривает в порядке надзора решения Арбитражных судов РФ, пересматривает их по вновь открывшимся обстоятельствам, обращается в Конституционной суд для проверки соответствия конституционности закона, изучает и обобщает практику, дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет иные полномочия.

2. Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Проверяют законность вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В РФ действуют следующие арбитражные кассационные суды:

3. Арбитражные апелляционные суды

Проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов первой инстанции.

В России действуют двадцать Арбитражных апелляционных судов, в каждом округе – по две апелляционные инстанции.

4. Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов РФ может осуществлять правосудие один Арбитражный суд, и, наоборот, на одной территории субъекта РФ может действовать несколько Арбитражных судов.

Данные Арбитражные суды создаются федеральными законами.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают подведомственные им дела в первой инстанции, пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими решения.

5. Специализированные арбитражные суды

Суд по интеллектуальным правам.

Данный суд действует в РФ с июля 2013 года, в соответствии с Постановлением ВАС РФ от 02.07.2013г. № 51 .

Суд по интеллектуальным правам рассматривает споры, связанные с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции.

Суд по интеллектуальным правам рассматривает, например, дела в сфере патентных прав, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, об установлении патентообладателя и другие.

Состав арбитражных судов

Состав арбитражных судов – это их внутреннее устройство.

1) Состав Верховного Суда РФ – с 2014 года высшего судебного органа

  • Пленум Верховного Суда РФ;
  • Президиум Верховного Суда РФ;
  • Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ
  • Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ;
  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;
  • Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • Военная коллегия Верховного Суда РФ.

2) Состав Федеральных арбитражных судов округов (арбитражные кассационные суды)

  • Президиум федерального арбитражного суда округа;

3) Состав Арбитражных апелляционных судов

  • Президиум арбитражного апелляционного суда;
  • Судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

4) Состав Арбитражных судов первой инстанции субъектов РФ

  • Президиум (председатель суда, его заместители, председатели судебных составов и судей).
  • Судебные коллегии и судебные составы.

5) Состав специализированных арбитражных судов

Суд действует в составе судей, судебных составов президиума:

  • Президиум в составе Председателя Суда по интеллектуальным правам, его заместителей, председателей судебных составов и судей, входящих в состав президиума Суда по интеллектуальным правам
  • Судебные коллегии. Их возглавляют председатели - заместители председателя Суда по интеллектуальным правам.
  • Судебные составы. Их возглавляет председатель, избираемый сроком на три года.

Аппарат арбитражного суда. Задачи, функции

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, который возглавляет администратор соответствующего арбитражного суда.

Аппарат арбитражного суда проводит досудебный прием лиц, обращающихся в арбитражный суд, принимает и выдает документы, заверяет копии, проверяет правильность уплаты , оказывает помощь судьям в подготовке дел к рассмотрению, ведет учет дел, и т.п.

Итак, в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ решение Арбитражного суда может быть проверено в трех инстанциях: апелляционной, кассационной и надзорной.

Это гарантирует законность принимаемых решений.

Все инстанции Арбитражных судов имеют как схожие черты, так свои особенности. Общими чертами являются исправление судебных ошибок, проверка законности вынесенных решений.

Особенности: отличия апелляции от кассации и надзора состоит в том, что апелляционная инстанция повторно рассматривает дело, а кассационная и надзорная инстанции – проверяют законность вынесенного решения, т.е. соблюдение при этом материального и процессуального права).

28 февраля — 1 марта 2020 года председатель суда Е.П. Козлова, заместитель председателя суда Н.А. Павлючик, заместитель председателя суда К.Л. Кощеев и судьи Арбитражного суда Новосибирской области приняли участие в совещании-семинаре председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов субъектов РФ, апелляционных арбитражных судов, арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам. Совещание проходило в режиме видеоконференц-связи с одновременным проведением трансляции на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев подвел итоги работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов за 2016 год, а также обозначил основные задачи, стоящие перед российской судебной системой в 2020 году.

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ Александр Владимирович Гусев в своем выступлении затронул вопросы, связанные с подачей документов в электронном виде и своевременным размещением информации о судебных делах на сайтах судов.

Заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации О.М. Свириденко выступил с докладом о некоторых вопросах применения законодательства арбитражными судами при рассмотрении споров. В своём докладе Олег Михайлович подвел итоги работы арби-тр-ажных судов за 2016- -год и обозначил задачи на 2020 год. В докладе нашли отражение вопросы соблюдения всеми судами процессуальных сроков рассмотрения дел, выработки единообразной правоприменительной практики, которая не должна противоречить правовой позиции Конституционного Суда и правовой позиции Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации.

Также с докладами выступили председатели судебных составов Т.В. Завьялова, И.В. Разумов, О.В. Киселева.

С 1 января 2020 года не будет действовать существующий порядок подачи электронных документов в арбитражные суды

ВС РФ принял соответствующее постановление (Постановление Пленума ВС РФ от 20 декабря 2016 г. № 59 «О признании не подлежащими применению отдельных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «). Речь идет о порядке подачи электронных документов в арбитражные суды при помощи системы «Мой Арбитр».

Необходимо отметить, что новый порядок подачи документов в арбитражные суды ВС РФ пока не предусмотрел. Но до 1 января 2020 года граждане по-прежнему смогут сканировать документы для представления в арбитражные суды через Интернет, пользуясь личным кабинетом в системе «Мой Арбитр» и отслеживать ход дела в Картотеке арбитражных дел, а также совершать иные действия в соответствии с порядком, определенным Постановлением Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 80 «Об утверждении Порядка подачи документов в в электронном виде » – вплоть до прекращения его действия с указанной даты.

Получить усиленную квалифицированную электронную подпись поможет «Электронный экспресс» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ

ВС РФ указал, что отмена данного постановления связана с нововведениями в процессуальном законодательстве. Речь идет о законе, в соответствии с которым можно будет подавать в суды общей юрисдикции и арбитражные суды электронные исковые заявления, ходатайства, жалобы, представления и другие документы. Он также вступит в силу с 1 января 2020 года.

Основная особенность нового порядка будет заключаться в следующем – электронные документы должны быть поданы путем заполнения специальной формы на официальном сайте конкретного суда и подписаны электронной подписью гражданина. Сами судебные решения также смогут быть выражены в электронной форме, причем для арбитражных судов такая форма станет обязательной при наличии соответствующей технической возможности.

Напомним, ВС РФ уже разработал для себя новый порядок подачи документов в электронной форме. В частности, для усиленной квалифицированной цифровой подписи установлен особый формат.

Арбитражные суды Российской Федерации



О системе Арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Читайте также: Срок административного задержания не должен превышать

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» .

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Читайте также: Рос деньги в долг официальный сайт

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) — ст. 333.21. ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения «О Федеральной налоговой службе». утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) — п. 10 ст. 78. п. 5 ст. 79 НК РФ.

Арбитражные суды Российской Федерации



Надзорная инстанция

Кассационная инстанция

В соответствии с Законом о судебной системе (ст. 4) и Законом об арбитражных судах (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.

Система арбитражных судов

Компетенция арбитражных судов

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации (ст. 5 Закона):

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

В соответствии со ст. 27-33 Арбитражного процессуального кодекса арбитражным судам подведомственны:

  • возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
  • возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.

Система арбитражных судов

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

В соответствии со ст. 27-33 Арбитражного процессуального кодекса арбитражным судам подведомственны:

  • возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
  • возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

подробнее

1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере экономической и предпринимательской деятельности;
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия);
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

  • в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности:

подробнее

1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.
Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

  • 11.Принцип диспозитивности в арбитражном процессе.
  • 12.Принцип доступности правосудия.
  • 13.Понятие и виды подведомственности.
  • 14.Критерии подведомственности. Критерии подведомственности дел арбитражным судам
  • Характер или предмет дела
  • Субъектный состав сторон
  • Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора
  • Спорность либо бесспорность права
  • Характер нормативного акта
  • 15.Понятие и виды подсудности.
  • Родовая подсудность
  • Территориальная подсудность
  • Общая подсудность
  • Альтернативная подсудность
  • Исключительная подсудность
  • Подсудность по связи дел
  • Договорная подсудность
  • 16.Субъекты арбитражного процессуального права.
  • 17.Суд как субъект арбитражного процесса.
  • Арбитражный суд как участник арбитражного процесса
  • Арбитражные заседатели
  • Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела:
  • 18.Стороны в арбитражном процессе, их права и обязанности. Стороны в арбитражном процессе
  • Процессуальные права и обязанности сторон
  • Замена ненадлежащего ответчика
  • 19.Третьи лица в арбитражном процессе, их права и обязанности.
  • Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора
  • Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
  • 20.Участие прокурора в арбитражном процессе.
  • Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе
  • Формы участия прокурора в арбитражном процессе
  • 1) Путем обращения в суд:
  • 21.Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления в арбитражном процессе.
  • Защита публичных интересов
  • Защита прав и законных интересов других лиц
  • Порядок участия в арбитражном процессе
  • 22.Лица, содействующие правосудию, их права и обязанности.
  • Свидетели
  • Эксперты
  • Переводчики
  • 23.Представительство в арбитражном процессе. Понятие представительства
  • Виды представительства в арбитражном процессе
  • Законное представительство
  • Договорное представительство
  • 24.Понятие доказывания в арбитражном процессе.
  • Субъекты доказывания
  • Предмет доказывания
  • Процессуальная форма доказывания
  • 25.Предмет доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе.
  • 26.Понятие и виды доказательств.
  • Виды доказательств
  • 1) По характеру связи доказательств с обстоятельствами дела:
  • 3) По процессу формирования доказательства:
  • Необходимые доказательства
  • 27.Представление и истребование доказательств, раскрытие доказательств.
  • 28.Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств.
  • Относимость доказательств определяется:
  • 29.Основания освобождения от доказывания.
  • 30.Письменные доказательства; вещественные доказательства; аудио- и видеозаписи.
  • Вещественные доказательства
  • 31.Объяснения лиц, участвующих в деле; показания свидетелей; заключение эксперта.
  • 32.Понятие и виды судебных расходов.
  • Виды арбитражных расходов
  • 35.Виды государственной пошлины, порядок ее расчета. Льготы по
  • Характерные черты государствен­ной пошлины:
  • Порядок уплаты государственной пошлины
  • 36.Распределение судебных расходов.
  • 37.Судебные штрафы в арбитражном процессе.
  • Признаки судебных штрафов:
  • 38.Судебные извещения в арбитражном процессе.
  • Порядок извещения
  • 39.Процессуальные сроки. Порядок восстановления и продления.
  • 40.Основания и порядок приостановления процессуальных сроков
  • 41.Понятие иска, элементы иска. Понятие иска
  • Элементы иска
  • 42.Виды исков.
  • Классификация исков по процессуально-правовому признаку
  • Материально-правовая классификация исков
  • 43.Процессуальные средства защиты ответчика против иска в арбитражном процессе.
  • 44.Обеспечительные меры: понятие и виды.
  • Классификация обеспечительных мер
  • 45.Предварительные обеспечительные меры.
  • 46.Форма и содержание искового заявления.
  • 47.Последствия несоблюдения требований, предъявляемых к форме и содержанию искового заявления.
  • 48.Подготовка дела к судебному разбирательству: задачи и значение.
  • 49.Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.
  • 52.Примирительные процедуры.
  • 53.Понятие, значение и этапы судебного разбирательства.
  • 1. Судебное разбирательство – понятие, задачи, составные части.
  • 3. Вынесение и объявление решения – завершающий этап.
  • 54.Перерыв в судебном заседании. Отложение разбирательства дела.
  • 1) Обязательное:
  • 55.Формы окончания производства по делу без вынесения решения. 56.Основания прекращения производства по делу, процессуальные последствия.
  • Прекращение производства по делу
  • 57.Основания для оставления иска без рассмотрения, процессуальные последствия.
  • 58.Особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
  • Процессуальные особенности производства по делам из публичных правоотношений:
  • 59.Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов.
  • Характерные черты ненормативного правового акта:
  • Подача заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными
  • Рассмотрение заявлений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов
  • 60.Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
  • 61.Особенности производства по делам упрощенного производства. Возбуждение дел в порядке упрощенного производства
  • Дела, подлежащие рассмотрению в порядке упрощенного производства
  • Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства:
  • Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства
  • 62.Особенности производства по делам о несостоятельности (банкротстве). Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе
  • Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде
  • 63.Особенности производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
  • Решение по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  • 64.Особенности производства по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 66.Особенности рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц.
  • 67.Особенности производства по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
  • 69. Полномочия суда кассационной инстанции, его указания.
  • Пределы рассмотрения и полномочия суда по рассмотрению заявления о компенсации за нарушение права на судопроизводство или на исполнение судебного акта.
  • Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам:
  • Основания пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 311 апк рф):
  • Вопросы для подготовки к экзамену

      Система арбитражных судов Российской Федерации.

      Задачи судопроизводства в арбитражных судах.

      Понятие арбитражного процессуального права, соотношение с другими отраслями права.

      Стадии арбитражного процесса.

      Виды судопроизводств в арбитражном процессе, их характеристика.

      Источники арбитражного процессуального права.

      Система принципов арбитражного процессуального права.

      Судоустройственные принципы арбитражного процессуального права.

      Судопроизводственные принципы арбитражного процессуального права.

      Принцип состязательности в арбитражном процессе.

      Принцип диспозитивности в арбитражном процессе.

      Принцип доступности правосудия.

      Понятие и виды подведомственности.

      Критерии подведомственности.

      Понятие и виды подсудности.

      Субъекты арбитражного процессуального права.

      Суд как субъект арбитражного процесса.

      Стороны в арбитражном процессе, их права и обязанности.

      Третьи лица в арбитражном процессе, их права и обязанности.

      Участие прокурора в арбитражном процессе.

      Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления в арбитражном процессе.

      Лица, содействующие правосудию, их права и обязанности.

      Представительство в арбитражном процессе.

      Понятие доказывания в арбитражном процессе.

      Предмет доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе.

      Понятие и виды доказательств.

      Представление и истребование доказательств, раскрытие доказательств.

      Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств.

      Основания освобождения от доказывания.

      Письменные доказательства; вещественные доказательства; аудио- и видеозаписи.

      Объяснения лиц, участвующих в деле; показания свидетелей; заключение эксперта.

      Понятие и виды судебных расходов.

      Виды государственной пошлины, порядок ее расчета. Льготы по уплате государственной пошлины.

      Распределение судебных расходов.

      Судебные штрафы в арбитражном процессе.

      Судебные извещения в арбитражном процессе.

      Процессуальные сроки. Порядок восстановления и продления.

      Основания и порядок приостановления процессуальных сроков.

      Понятие иска, элементы иска.

      Виды исков.

      Процессуальные средства защиты ответчика против иска в арбитражном процессе.

      Обеспечительные меры: понятие и виды.

      Предварительные обеспечительные меры.

      Последствия несоблюдения требований, предъявляемых к форме и содержанию искового заявления.

      Подготовка дела к судебному разбирательству: задачи и значение.

      Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.

      Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству.

      Предварительное судебное заседание.

      Примирительные процедуры.

      Понятие, значение и этапы судебного разбирательства.

      Перерыв в судебном заседании. Отложение разбирательства дела.

      Формы окончания производства по делу без вынесения решения.

      Основания прекращения производства по делу, процессуальные последствия.

      Основания для оставления иска без рассмотрения, процессуальные последствия.

      Особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

      Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов.

      Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

      Особенности производства по делам упрощенного производства.

      Особенности производства по делам о несостоятельности (банкротстве).

      Особенности производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

      Особенности производства по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

      Особенности рассмотрения дел по корпоративным спорам.

      Особенности рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц.

      Особенности производства по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

      Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции.

      Полномочия суда апелляционной инстанции.

      Производство в арбитражном суде кассационной инстанции. Пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

      Полномочия суда кассационной инстанции, его указания.

      Основания для пересмотра дела в порядке надзора.

      Пересмотр дел в порядке надзора (процедура).

      Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации: содержание, вступление в законную силу.

      Основания пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

      Порядок пересмотра судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

      Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов.

      Меры принудительного исполнения.

      Участники исполнительного производства.

      Стороны в исполнительном производстве, их права и обязанности.

      Оспаривание решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

    1.Система арбитражных судов Российской Федерации.

    В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система.

    Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

    Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

    Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

      арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

      арбитражные апелляционные суды;

      арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

      специализированные арбитражные суды.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации БЫЛ.УПРАЗДНИЛИ В 2014 ГОДУ!

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

      Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

      Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

      судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

      судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

    В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

    рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

    3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

    5) изучает и обобщает судебную практику;

    6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    7) анализирует судебную статистику.

    В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

    Арбитражные апелляционные суды

    Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В полномочия арбитражного апелляционного суда входит:

    1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

    2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

    4) изучает и обобщает судебную практику;

    5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    6) анализирует судебную статистику.

    Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

    президиума арбитражного апелляционного суда;

    2. В составе арбитражного апелляционного суда федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

    Федеральные арбитражные суды округов

    Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

    Арбитражный суд округа действует в составе:

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)

    президиума арбитражного суда округа;

    судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

    судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    В полномочия Федерального арбитражного суда округа входит:

    проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами , - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом ;

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 30.04.2010 N 3-ФКЗ, от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

    пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

    изучает и обобщает судебную практику;

    подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    анализирует судебную статистику;

    рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

    Суд по интеллектуальным правам

    Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

    Состав Суда по интеллектуальным правам

    1. Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума.

    2. Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется коллегиальным составом судей.

    3. Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется:

    1) президиумом - при пересмотре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;

    2) коллегиальным составом судей - при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами.

    Статья 43.4. Полномочия Суда по интеллектуальным правам

    1. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

    1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

    (в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)

    2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

    об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

    об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

    об установлении патентообладателя;

    о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

    о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

    3. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:

    1) дела, рассмотренные им по первой инстанции;

    2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

    4. Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

    5. Суд по интеллектуальным правам:

    1) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

    2) изучает и обобщает судебную практику;

    3) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

    4) анализирует судебную статистику.

    Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

    Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются , Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

    1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции.
    2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов.
    3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.
    4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

    Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.

    Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

    Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

    Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

    Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

    Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

    Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

    Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

    Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, то есть без образования коллегий.

    Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

    Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Согласно статье 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».